Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами?

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами?

  • Изготовление орудий труда как граница между животным и человеком.
  • Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век.
  • Особенность пещерных изображений палеолита:
    • первые наскальные изображения — штрихи, красочные пятна, контуры рук.
    • освоение приемов графики (контурный рисунок, передача объема штриховкой и тенями);
    • передача в рисунке действия и силы (важнее, чем передача формального сходства);
    • точность в передаче признаков животного и его движений палеолитическим художником;
    • изображение животного как удостоверение родства с ним (тотемическое родство).
  • Составные части краски:
    • красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные;
    • жидкий разбавитель (основание краски) — вода или масло;
    • клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).
  • Охра — естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые).
  • Изменение мировоззрения в неолите — человек становится центром мира.
  • Центральное положение человека в неолитических пещерных рисунках.
  • Использование рисунков для передачи целых сообщений (пиктография).
  • Организация объема как основная функция скульптуры. Трехмерность скульптуры.
  • Лепка и резьба. Зависимость техники скульптуры от материала. Материал скульптора (камень, глина, гипс, дерево, слоновая кость). Способы работы с материалом (лепка, высекание, литье).
  • Древнейшие (IX — VIII вв. до н.э.) статуи из дерева и камня — ксоаны.
  • Архаические статуи в честь победителей Олимпмйских игр. Куросы (пластика, сложение, архаическая улыбка, проблема изображения обнаженного тела). Коры (проблема изображения задрапированного тела). Раскраска статуй. Обобщенность черт лица.
  • Поиски динамичности скульптуры (Мирон из Элевтер “Дискобол” — движение и внутреннее напряжение в статике).
  • Создание обобщенного образа атлета и идеального свободнорожденного гражданина Афин (Поликлет из Аргоса “Дорифор”).
  • Классический скульптурный канон.
  • Идеальная красота и человечность в творчестве Фидия.
  • “Классический” способ работы с каменной глыбой.
  • Поиски соотношения масс в многофигурной композиции (творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа).
  • Интерес к духовному миру человека, а также появление камерных изображений в скульптуре эпохи эллинизма.
  • Роль постамента в скульптуре.

Понятие художественной культуры

  • Жилище человека как область “своего” в окружении “чужого”.
  • Палеолитическое жилище из природных материалов:
    • пещера с выходами на поверхность земли и к воде;
    • жилище из шкур и костей животного.
  • Появление в позднем неолите искусственных сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas — большой и litos — камень).
  • Три типа мегалитов:
    • менгиры (бретонск. мэн — камень и хир — длинный) — одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки);
    • кромлехи (бретонск. кром — кург и лех — камень) — концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны, календарные сооружения, древние обсерватории;
    • дольмены (бретонск. толь — стол и мэн — камень) — перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища, храмы.
  • Круг и квадрат как основные фигуры планов мегалитических сооружений.
  • Стоечно-балочная конструкция, ее составные части и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между опорами.
  • Географические особенности Междуречья: отсутствие леса и камня, частые разливы рек. И, как следствие, необходимость строить из глины и на возвышенностях.
  • Древнейшие глинобитные и тростниковые постройки, обмазанные глиной.
  • Изобретение и применение сырцового кирпича. Дороговизна обжига.
  • Город: стихийная застройка, канализация, крепостные стены вокруг всего города, вокруг административного центра и вокруг храмового участка.
  • Вавилон — первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города:
    • оборонительные стены, ворота и дороги процессий Нового Вавилона (прямые линии, резко очерченные углы, полукруглые арки, зубцы крепостных стен);
    • ворота Иштар: структура, рельефы и изразцы;
    • зиккурат Этеменанки — Дом основания Небес и Земли. Структура и назначение зиккурата;
    • дворцы Вавилона и висячие сады.

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами

Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

Интересное:  Размер Жилищного Сертификата В 2021 Году Для Чернобыльцев

Юридическая консультация

Истина — это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

«Когда этот объект в большей степени локализован в эго, пациент в значительной степени ведом в своем поведении по отношению к другим авторитарными убеждениями. Когда тоталитарный объект фокуситруется больше в суперэго, пациент склонен к жестокости и садизму по отношению к себе. Когда тоталитарный объект спроецирован вовне, в переносе наступает затопление параноидностью, и пациент может в большей мере присутствовать своей ложной частью. Аналитик может иметь схожие проблемы, проявляющиеся в манипулятивности, нетерпеливости, излишней тревожности и небезопасности» (Sebek, 2021).

Говоря в этом тексте о славянской, в частности русской, «ссорчивости и бранчивости», препятствующей «плотному пребыванию в храме», на достижение которого наставляют христианские святые отцы, Флоренский отсылает слушателя 10) к его теневым сторонам как проявлению культурного комплекса, препятствующего индивидуации. Интересно отметить, что сам Флоренский откровенно демонстрирует в этих лекциях проявления собственного культурного комплекса с его антисемитской параноидностью:

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Техническая культура — это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т.п. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Философские системы, религии, филологические исследования включают в себя особенности, присущие их творцу. Вся его жизнь часто неразрывно вплетена в «ткань» этих систем, религий и т.п. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественнонаучных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека Маюнова Ольга Ивановна

специфика формирования человека в художественно-эстетическом процессе средствами народных художественных ремесел, декоративно-прикладных искусств и дизайна заключается в том, что эстетизация человека происходит через создание художественного предмета, в отличие от «чистых» искусств, в которых эстетизация человека осуществляется только средствами художественного образа;

Анализ исследований в области материально-художественной культуры показал, что теоретической мыслью не рассматривается художественно-предметный мир как одна из граней эстетической экзистенции человека. Материально-художественная культура в своей специфике не выделяется при рассмотрении художественной, не учитьюаются специфические отличия в способах создания художественного образа «самостоятельных» и прикладных искусств. Акцент на обозначенных моментах важен для массоюго обучения искусствам, для созидательной деятельности человека в целом, поскольку творческую деятельность, например в изобразительном искусстве, нельзя отождествлять с процессом создания предметов декоративно-прикладного назначения, где эстетизация сознания человека происходит через художественный предмет, а не через художественный образ «чистого» не прикладного искусства.

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами

Как видно из схемы, границы между тремя зонами культуры являются переходными — в них происходит спектральное соединение соседних секторов, так сказать, взаимное наложение духовной культуры и материальной, художественной и духовной, а также художественной, духовной и материальной.

Следует отметить, что отличие художественной культуры и от духовной, и от материальной сфер культуры не мешает искусству в необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, и с материальными предметами: в первом случае соединение происходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах, революционных песнях, военных маршах, в научно-художественных жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихах, диалогах; во втором — в архитектуре, дизайне, прикладных искусствах, а также в художественной гимнастике и других формах синтеза искусства и спорта.

Наиболее распространенные определения культуры

КУЛЬТУРА – совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках.

Интересное:  Справки для пособия на близнецов

КУЛЬТУРА – многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами

Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.… … Исторический словарь

КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

Духовная и материальная культуры

Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

Собственно предметный мир, созданный человеком — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т. д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Виды культуры

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Таким образом, мнение, что культура содержит символические коды и способы их передачи от одного человека другому означает, что культура, хотя и ограниченно, постоянно меняется. Культурные изменения могут быть как результатом создания новых вещей, так и происходить в момент контакта с другой культурой. Оставаясь в мирных рамках, контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур. В условиях противостояния или политического неравенства, люди одной культуры, конечно же, могут захватывать культурные ценности другого сообщества или навязывать свои ценности («окультуривание»).

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами?

Алексей Степанович Хомяков — универсальный гений XIX в. Он был богослов и философ, историк и философ истории, поэт, литературный критик, математик, автор оригинального проекта паровой машины, врач-гомеопат и знаток лекарственных растений, в юности служил в тяжелой гвардейской кавалерии и был неплохим живописцем-любителем. Он был счастлив в браке, и у них родилась с замечательной супругой его урожденной Языковой, как и положено в хорошей семье, целая куча детей (четверо сыновей и пятеро дочерей).

Что же такое русская культура — Восток или Запад? Что такое Россия в культурном плане и в плане характера населяющих ее людей — Европа или Азия? На Западе этот вопрос решается просто. То меньшинство, которое относится к нам хорошо (впрочем, не такое уж маленькое меньшинство — нас многие любят), уже за одно это считает нас европейцами. А то большинство, которое относится к нам плохо, за одно это полагает нас азиатами, тем самым признаваясь в собственном расизме по отношению к азиатам. Но о точке зрения Запада не стоило бы и упоминать, если бы мы сами не задавались этим нелепым вопросом, не спорили, Восток мы или Запад, не повторяли ошибку Достоевского, который в своей знаменитой пушкинской речи, блестящей, безупречной нравственно и совершенно беспомощной исторически, вывел всемирную отзывчивость русской души из того, что Россия принадлежит и Европе, и Азии (иными словами, вот уже второе тысячелетие стоит враскорячку и почему-то имеет при этом значительную культуру).

Интересное:  Сельскохозяйственная субсидия семьям

Можно Ли Определить Точные Границы Между Интеллектуальной Материальной Художественной Культурами

Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения. Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пушкин).

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Границы как проблема современной культуры

Понятие границы относится к базисным категориям нашего опыта. Мы живем среди границ и сами устанавливаем их для себя, а часто и для других. Уже само определение собственной идентичности связано с обозначением границы между тем, что есть «Я», и тем, что им не является. Границы разделяют не только пространства (территории), но и людей. Ограниченные своей завершенностью, но, одновременно, способные преступать через границы, мы всегда живем «на грани», в мире «между». Мы открываем и обозначаем множество границ: естественные (между сушей и водой), искусственные (политические, религиозные), языковые, границы морали, границы хорошего вкуса и т.д. Надежной парадигмой для понимания границы вообще могут служить те границы, что относятся к пространству. И хотя еще Г. Зиммель указывал, что граница не есть «факт пространства», порождающий общественные и культурные эффекты, но, напротив, сама представляет собой общественный и культурный факт, лишь формулируемый в терминах пространства [Зиммель 1898], — отсылка к пространству позволяет понять ее. Эта парадигма часто утверждает нас в мысли, что назначение границ — разделение, ограничение и (часто) исключение. Границы разделяют. И не только территории: они отделяют друг от друга людей, культуры, идеи и мысли. Важно подчеркнуть, что в факте обозначения границ реализуется, в числе прочих, и нормативная функция культуры. Часто именно в процессе выстраивания границ культура, определяя нормы поведения и принуждая к соблюдению стандартов, выполняет свою функцию контроля и упорядочивания реальности. Мир границ, мир, где защищен статус-кво, — это мир порядка, стабилизации, понятных принципов, и разум — это разум, указывающий границы и принуждающий к порядку всякого, кто окажется достаточно безрассуден, чтобы стремиться к их изменению. Ограничения задают формальные рамки, благодаря чему действительность как таковая поддается пониманию. Представляется, что без таких границ в мире существовал бы только хаос.

С точки зрения «понимания», как оно трактуется в герменевтике, «Другой» — это не просто не «Чужой». Герменевтическое «понимание» требует изменить саму установку межличностных отношений: с познавательной, побуждающей лишь обратить на «Другого» свое внимание, на этическую, предполагающую направленность на «Другого». «Понимать ближнего, — утверждает Р. Паниккар, — значит понимать его так, как он сам понимает себя, а это возможно лишь в том случае, если мы поднимемся над дихотомией субъект–объект, откажемся от познания ближнего как объекта и будем познавать его, в конечном счете, так же, как познаем самого себя» [Panikkar 1986: 43]. При таком понимании «Другой» — это уже не «Чужой», преступивший границу: он превращается в «Ты», раскрываясь в личной связи между людьми и не позволяя себя объективировать. Им нельзя «завладеть»: он возникает в нашей общей интерперсональной действительности. Он — ближний. «Каждый, — указывает Б. Вельте, — кому мы можем сказать “Ты”, обладает особой силой, заключающейся в способности начинать, инициировать что-то новое. Он ни в коем случае не является простым результатом зависимости от каких-то предшествующих и внешних по отношению к нему действий и событий. Там, где одно единственное “Я” предстоит одному единственному “Ты”, — там что-то начинается. Индивиды, которым мы говорим “Ты”, обладают мощью источника новизны» [Welte 2021: 49].