Нетрудоспособные По Законодательству Республики Беларусь Кто Это

Закона Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

Насколько мы готовы присоединиться к Конвенции? Считаю, наше государство в лице исполнительной и законодательной власти уже доказало свою готовность к этому шагу именно принятием нового закона, который не только четко определяет государственную политику в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями, но и отражает ее комплексный характер. Согласно новому закону, государство не только бронирует на предприятиях рабочие места для инвалидов, но и выделяет для этого средства в рамках программ фонда занятости. То есть платит предприятиям деньги для организации новых и сохранения имеющихся рабочих мест для инвалидов, вплоть до закупки, если это необходимо, дополнительного оборудования.

Государство также гарантирует инвалидам по зрению возможность обучения по системе Брайля (плоскопечатная литература), а жестовый язык, используемый инвалидами с нарушением слуха, признается средством межличностного общения и получает государственную поддержку, которая предусматривает включение изучения жестового языка в учебные планы учреждений образования, проводящих переподготовку специалистов органов по труду, занятости и соцзащите, правоохранительных органов, МЧС и других организаций. В ближайших планах изучение жестового языка социальными работниками. Кроме того, законом предусмотрены бесплатные услуги по его переводу.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Настоящий Закон направлен на определение государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеет целью осуществление эффективных мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.

инвалид — лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами;

Нетрудоспособные По Законодательству Республики Беларусь Кто Это

В нашей стране с 30 апреля с.г. реализуется проект международной технической помощи «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению», рассчитанный на 18 месяцев, с финансированием по линии ПРООН и ЮНИСЕФ, имеющий целью способствовать максимальному осуществлению прав людей с ограниченными возможностями в соответствии с международными стандартами. Проводится необходимая подготовительная работа по присоединению Беларуси к Конвенции, разработка предложений по совершенствованию государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями, а в ближайшей перспективе — разработка проекта Государственной программы по улучшению положения инвалидов на 2021 — 2021 годы.

Мне самой, возглавляя в свое время предприятие, довелось много сотрудничать с российскими, выпускающими аналогичную продукцию, где также работало больше половины инвалидов. Поэтому я хорошо знаю российское законодательство в этой области, и мы в нашей комиссии постоянно интересуемся как развивается там ситуация с обеспечением прав инвалидов. Россия, как и Беларусь, намерена присоединиться к Конвенции о правах инвалидов и также идет по этому пути. К сожалению, с начала 90-х годов в России закрылось много предприятий, где работало больше половины инвалидов, а в некоторых регионах такая статистика доходила до восьмидесяти процентов. Единственное исключение — Москва и некоторые крупные российские города. В Беларуси практически все аналогичные предприятия, благодаря усилиям государства и общественных организаций инвалидов, удалось сохранить.

Кто является нетрудоспособным гражданином

Концепция нетрудоспособности была введена в распоряжении Пленума Верховного Суда СССР 01.07.1966 года. В согласовании с ним, нетрудоспособными считаются жители, достигнувшие пенсионного возраста и получающие пенсию (у женского пола эти годы составляют 55 лет, у мужского — 60 лет), персоны с инвалидностью I, II, III группы в автономии от того, назначены ли им пенсионные выплаты по годам или инвалидности, и кроме того, лица недостигнувшие совершеннолетия.

  • особы, являющиеся законными наследниками, в соответствии со статьей 1143-1145 Гражданского Кодекса Российской Федерации, каковые ко времени открытия наследия нетрудоспособны, но не вступают в список тех наследников, каковые призываются к наследованию, могут наследовать по закону совместно с преемниками указанного списка, если ранее пребывали на содержанье наследодателя не меньше года до его кончины. При этом совместное проживание с наследодателем не имеет значения.

Закон РБ О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь

— составление заявлений, жалоб, претензий, исков, договоров, соглашений, контрактов и других юридических документов, связанных с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица;

— предоставление устных и (или) письменных консультаций, разъяснений, заключений по юридическим вопросам, связанным с созданием, деятельностью и прекращением деятельности юридического лица, осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности физического лица;

Нетрудоспособные По Законодательству Республики Беларусь Кто Это

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет выплачивается неработающему и не получающему пенсии, однако ухаживающему за таким ребенком лицу (отец, мать, опекун, усыновитель, попечитель). Данное пособие составляет 65% от прожиточного минимума, причем независимо от степени утраты здоровья.

  • скидки на обучение в государственных учреждениях, при получении высшего или среднего специального образования. Скидки предоставляются начиная со 2 курса и не может превышать 60% от стоимости обучения за учебный год
  • преимущественное право на зачисление в учебные заведения при равном общем количестве баллов

Нетрудоспособные По Законодательству Республики Беларусь Кто Это

При установлении инвалиду III группы неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени, поскольку при неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, а при неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.

Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена в соответствии с медицинским заключением (ч. 5 ст. 287 ТК).

Закон республики беларусь о социальной защите инвалидов в республике беларусь

17 июля 2021 г. № 48-З
О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов
Принят Палатой представителей 24 июня 2021 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2021 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2021 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., № 34, ст. 611; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2021 г., № 69, 2/193; 2021 г., № 174, 2/1068; 2021 г., № 147, 2/1336; № 171, 2/1350) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь
Настоящий Закон направлен на определение государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеет целью осуществление эффективных мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами;
социальная защита инвалидов – система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемые законодательством;
специализированное рабочее место – рабочее место для работы инвалида, условия труда на котором не противоречат индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Статья 2. Законодательство о социальной защите инвалидов
Законодательство о социальной защите инвалидов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, являющихся инвалидами независимо от причины и группы инвалидности.
Инвалиды наряду с правами, предоставленными настоящим Законом, пользуются правами, предусмотренными иными актами законодательства.
Статья 4. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов
Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов:
соблюдения прав человека;
запрещения дискриминации по признаку инвалидности;
обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации;
равных прав инвалидов, наряду с другими гражданами, на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности;
взаимодействия государственных органов с общественными объединениями инвалидов.
Реализация государственной политики Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов осуществляется государственными органами в пределах их компетенции. Иные организации, в том числе общественные объединения инвалидов, индивидуальные предприниматели принимают участие в реализации государственной политики в этой области.
Статья 5. Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов
Для координации государственной политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона, Советом Министров Республики Беларусь образуется Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов. Состав Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов формируется из руководителей республиканских органов государственного управления, занимающихся вопросами труда, занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования, транспорта, связи, жилищного строительства, культуры, спорта и туризма, а также общественных объединений инвалидов и других организаций.
Возглавляет Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов заместитель Премьер-министра Республики Беларусь.
Положение о Республиканском межведомственном совете по проблемам инвалидов и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 6. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов
Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов в Республике Беларусь гарантируется государством и обеспечивается в судебном или ином порядке, установленном законодательством.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства о социальной защите инвалидов
За нарушение законодательства о социальной защите инвалидов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 2
ПРИЗНАНИЕ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ. РЕАБИЛИТАЦИЯ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
Статья 8. Признание лица инвалидом
Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией. Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, а также порядок и критерии определения группы и причины инвалидности, а для лиц в возрасте до 18 лет – степени утраты здоровья утверждаются Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Инвалиду выдается удостоверение по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь. Порядок выдачи удостоверения инвалида определяется законодательными актами.
Статья 9. Реабилитация инвалидов
Реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида определяет комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов.
Отказ инвалида или его законного представителя от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие государственные органы, а также организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся реабилитацией инвалидов, от ответственности за ее исполнение.
Статья 10. Медицинское обслуживание инвалидов
Медицинское обслуживание инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством о здравоохранении.
ГЛАВА 3
СРЕДСТВА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Статья 11. Средство межличностного общения инвалидов с нарушением слуха
Для общения инвалидов с нарушением слуха используется жестовый язык. Жестовый язык признается государством в качестве средства межличностного общения.
Статья 12. Государственная поддержка жестового языка
Государственная поддержка жестового языка предусматривает:
сохранение и развитие жестового языка;
включение изучения жестового языка в учебные планы учреждений образования, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку специалистов органов по труду, занятости и социальной защите, по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных органов, других государственных организаций;
организацию перевода жестового языка;
предоставление бесплатных услуг по переводу жестового языка.
При участии инвалида с нарушением слуха в работе государственных органов, иных организаций, а также при проведении процессуальных действий и судопроизводстве обеспечивается перевод жестового языка.
Финансирование мероприятий по поддержке жестового языка осуществляется за счет средств общественных объединений инвалидов, средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 13. Информационное обеспечение
Государство обеспечивает право инвалидов с нарушением слуха на получение информации через электронные средства массовой информации посредством трансляции телепередач с субтитрами или перевода на жестовый язык.
Инвалиды по зрению I и II группы, общественные объединения инвалидов по зрению освобождаются от абонементной платы за оконечные абонентские устройства сети проводного вещания, находящиеся в их пользовании, на условиях и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ
Статья 14. Право на получение образования
Инвалидам в соответствии с законодательными актами гарантируется право на получение основного, дополнительного и специального образования с учетом их состояния здоровья и познавательных возможностей.
При зачислении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, инвалидам предоставляются льготы, предусмотренные законодательными актами.
Статья 15. Специальные условия для получения образования инвалидами
Инвалидам с особенностями психофизического развития при получении основного, дополнительного и специального образования создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития и оказывается необходимая коррекционно-педагогическая помощь.
Статья 16. Организация образовательного процесса для инвалидов
Учреждения образования, организации, реализующие основные, дополнительные и специальные образовательные программы, иные организации, индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством имеют право осуществлять образовательную деятельность, организуют образовательный процесс для инвалидов по соответствующим образовательным программам.
Статья 17. Обучение и воспитание инвалидов с нарушением слуха
Для инвалидов с нарушением слуха обучение и воспитание организуются на белорусском или русском (в устной, письменной, дактильной формах) и жестовом языках с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе.
В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обучение и воспитание инвалидов с нарушением слуха ведется с использованием перевода на жестовый язык. При этом учреждение образования обеспечивает условия для перевода на жестовый язык.
Статья 18. Обучение и воспитание инвалидов с нарушениями зрения
Обучение и воспитание инвалидов с нарушениями зрения осуществляются с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования.
Обучение и воспитание незрячих осуществляются на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом.
ГЛАВА 5
ГАРАНТИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 19. Реализация инвалидами права на труд
В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не запрещенной законодательством.
Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них.
Статья 20. Трудоустройство инвалидов
Трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Порядок установления брони для приема на работу инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Минимальное количество рабочих мест, в том числе специализированных, для трудоустройства инвалидов устанавливается нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами. Затраты на создание таких рабочих мест свыше трех процентов от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет этих средств им также компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов.
Создание и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляются за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Порядок финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Для инвалидов, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наниматель обязан создать рабочие места на данном производстве. Затраты на создание таких рабочих мест финансируются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 21. Труд в надомных условиях и предпринимательская деятельность инвалидов
Местные исполнительные и распорядительные органы создают необходимые условия для организации труда в надомных условиях и предпринимательской деятельности инвалидов путем предоставления нежилых помещений для указанной деятельности.
Статья 22. Условия труда и отдыха инвалидов
Работающим инвалидам нанимателем создаются необходимые условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
Инвалидам при приеме на работу не устанавливается предварительное испытание.
Инвалидам І и ІІ группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, а продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 7 часов.
Наниматель имеет право уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работе в выходные дни и в ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
При сокращении численности или штата работников инвалиды при равной производительности труда и квалификации имеют преимущественное право оставления на работе.
Инвалиды, работающие в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, а также в других специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.
Продолжительность трудового отпуска для инвалидов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Статья 23. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
Работнику, получившему инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вред, причиненный здоровью, возмещается в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
ГЛАВА 6
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ДЛЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ
Статья 24. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга.
Контроль за реализацией указанных мероприятий осуществляет Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов.
Статья 25. Учет потребностей инвалидов при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры
Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные порты, комплексы и коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, в том числе индивидуальных, средств связи и информатизации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются.
Статья 26. Приспособление действующих объектов социальной инфраструктуры для использования инвалидами
Действующие объекты социальной инфраструктуры должны быть приспособлены для доступа и использования инвалидами в порядке и на условиях, определяемых соответствующими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с участием общественных объединений инвалидов.
В случае, когда указанные объекты невозможно приспособить для доступа инвалидов, соответствующими государственными органами и иными организациями должны быть разработаны и осуществлены необходимые меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов.
Статья 27. Приспособление жилых помещений для доступа и пользования инвалидами
Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть приспособлены для доступа и пользования инвалидами.
Приспособление указанных жилых помещений осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.
Статья 28. Приспособление транспортных средств и маршрутов для пользования инвалидами
Соответствующие республиканские органы государственного управления разрабатывают основные принципы и дополнительные требования по реализации программ изготовления и переоборудования транспортных средств для пользования инвалидами.
В программах должны быть предусмотрены мероприятия по:
переоборудованию железнодорожных, автобусных станций, речных портов, аэропортов, которые должны быть доступны для инвалидов, в том числе с инвалидными колясками;
оборудованию транспортных средств специальными приспособлениями для обеспечения доступа и пользования инвалидами, в том числе с инвалидными колясками;
определению специальных маршрутов с заданным графиком движения и остановок транспортных средств по требованию инвалидов.
Статья 29. Обеспечение инвалидам доступа и пользования организациями культуры и физкультурно-спортивными сооружениями
Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры и физкультурно-спортивными сооружениями для развития творчества, занятий физической культурой и спортом, а также обеспечивать предоставление специального спортивного инвентаря.
Инвалиды пользуются перечисленными услугами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством.
Статья 30. Обеспечение инвалидов средствами электросвязи
Министерство связи и информатизации Республики Беларусь обеспечивает необходимые условия для внедрения специальных средств электросвязи для обслуживания инвалидов и специальных телефонных аппаратов для абонентов с дефектами слуха.
ГЛАВА 7
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ
Статья 31. Социальная поддержка инвалидов
Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.
Условия и порядок пенсионного обеспечения инвалидов, обеспечения пособиями и предоставления государственной адресной социальной помощи определяются законодательными актами.
Обеспечение инвалидов техническими средствами социальной реабилитации осуществляется в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции за счет средств местных бюджетов могут устанавливать инвалидам доплаты ко всем видам государственных пенсий, а также иные меры социальной поддержки инвалидов, принимать другие решения, направленные на удовлетворение специфических потребностей инвалидов и повышение их жизненного уровня.
Статья 32. Жилищно-бытовое обслуживание инвалидов
При распределении жилых помещений местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации учитывают потребности инвалидов в выделении им жилых помещений вблизи места их работы, места жительства их родственников, организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов.
Инвалидам, а также семьям, в составе которых имеются инвалиды, по их просьбе предоставляются жилые помещения на нижних этажах (не выше третьего) или в домах, имеющих лифты.
Предоставляемые инвалидам жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам, определяемым с учетом состояния здоровья инвалидов, и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Малообеспеченные инвалиды І и ІІ группы, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на одноразовое предоставление вне очереди жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата предоставляется право на строительство гаража вблизи места жительства.
Статья 33. Оказание социальных услуг инвалидам
Инвалидам предоставляются социальные услуги в порядке и на условиях, установленных законодательством о социальном обслуживании.
Государство способствует развитию сети организаций социального обслуживания для инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе и помощи.
Статья 34. Источники финансирования социальной поддержки инвалидов
Социальная поддержка инвалидам предоставляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и других источников, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 8
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
Статья 35. Создание общественных объединений инвалидов
В целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, оказания взаимной поддержки и услуг инвалиды и их законные представители имеют право в порядке, установленном законодательством, создавать общественные объединения.
Статья 36. Участие общественных объединений инвалидов и общественных объединений законных представителей инвалидов в разработке и реализации принятых решений по проблемам инвалидов
Общественные объединения инвалидов и общественные объединения законных представителей инвалидов (далее – общественные объединения инвалидов) в соответствии со своими уставами принимают участие в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, а также в финансировании соответствующих мероприятий.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, другие организации при решении вопросов, затрагивающих интересы инвалидов, привлекают представителей общественных объединений инвалидов к подготовке и принятию соответствующих решений, а также к их реализации.
Статья 37. Льготы по налогообложению общественных объединений инвалидов
Общественным объединениям инвалидов и организациям, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, устанавливаются льготы по налогообложению в соответствии с налоговым законодательством.
Статья 38. Государство и общественные объединения инвалидов
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений инвалидов и создает условия для выполнения ими уставных задач, оказывает им поддержку и помощь.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений инвалидов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений инвалидов, решаются государственными органами и иными организациями с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями инвалидов.
Статья 39. Создание условий для экономической деятельности общественных объединений инвалидов
Материально-техническое обеспечение общественных объединений инвалидов, организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Продукция организаций, предназначенная для реабилитации инвалидов (технические средства социальной реабилитации и приспособления), входит в государственный заказ и обеспечивается материально-техническими ресурсами в первоочередном порядке.
Строительство объектов для инвалидов независимо от источников финансирования может включаться в перечень строек государственного заказа.
Общественным объединениям инвалидов, организациям, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, устанавливается льготный размер взносов на государственное социальное страхование.
Статья 40. Распределение жилых помещений, построенных за счет средств общественных объединений инвалидов
Жилые помещения, построенные общественными объединениями инвалидов за счет собственных средств, распределяются по решению общественных объединений инвалидов в соответствии с жилищным законодательством.
Статья 41. Международные связи общественных объединений инвалидов
Общественные объединения инвалидов в соответствии с их уставами могут вступать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные связи и контакты.
Государственные органы, Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов оказывают в соответствии с законодательством содействие и помощь, в том числе финансовую, общественным объединениям инвалидов в установлении и развитии сотрудничества с аналогичными общественными формированиями зарубежных стран в вопросах реабилитации инвалидов, расширения культурных связей, туризма и спорта.».
Статья 2. Внести в Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 2021 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2021 г., № 80, 2/70; 2021 г., № 183, 2/1369) следующие изменения и дополнение:
1. Пункт 5 части первой статьи 26 изложить в следующей редакции:
«5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);».
2. В части третьей статьи 45 слова «учебно-производственных организациях обществ» и «для использования труда инвалидов» заменить соответственно словами «организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений» и «, применяющих труд инвалидов,».
3. В части пятой статьи 117 слова «на основании медицинского заключения» заменить словами «индивидуальными программами реабилитации инвалидов».
4. В части третьей статьи 120 слова «в соответствии с медицинским заключением» заменить словами «индивидуальными программами реабилитации инвалидов».
5. В статье 283:
часть первую после слова «реабилитации» дополнить словом «инвалидов»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида.»;
в части третьей:
слово «медико-профессиональную,» исключить;
слово «учреждениях» заменить словом «организациях».
6. Из статьи 285 слова «выделять или» и «новые» исключить.
7. В статье 287:
в части второй слова «индивидуальной программой реабилитации» и «надомного труда» заменить соответственно словами «индивидуальными программами реабилитации инвалидов» и «труда в надомных условиях»;
из части третьей слова «и времени отдыха, продолжительность трудового отпуска» исключить;
в части пятой слова «в соответствии с медицинским заключением» заменить словами «им индивидуальными программами реабилитации инвалидов»;
в части девятой слова «для использования труда» заменить словами «, применяющих труд».
8. Пункт 2 части второй статьи 289 изложить в следующей редакции:
«2) инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;».
Статья 3. Внести в Закон Республики Беларусь от 23 июля 2021 года «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2021 г., № 184, 2/1519) следующие дополнения и изменение:
1. Абзац шестой части первой статьи 26, абзац пятый части первой статьи 34 и абзац седьмой части первой статьи 40 после слова «организации» дополнить словами «, имущество которых находится в собственности».
2. В статье 31:
часть третью дополнить четвертым предложением следующего содержания: «За счет этих средств также компенсируются затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов.»;
часть четвертую изложить в следующей редакции:
«Создание и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляются за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.»;
часть пятую после слова «создание» дополнить словами «и сохранение».
Статья 4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 4, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Интересное:  Для ведения личного подсобного хозяйства земли поселений

Закон республики беларусь 29 декабря 2021 г

Право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, если уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не осуществляется другим лицом с выплатой государственного пособия, предусмотренного статьей 17 настоящего Закона.

лицам, уплачивающим обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в случаях, предусмотренных законодательством, — в территориальных органах Фонда социальной защиты населения по месту постановки их на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов;

Пособие по временной нетрудоспособности

Лицам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовой договор) пособие исчисляется из размера среднедневного вознаграждения, с которого уплачены обязательные страховые взносы в бюджет фонда, выплаченного по этому договору до возникновения права на пособие.

донорам, сдавшим кровь (мужчины — не менее четырех донаций, женщины — не менее трех донаций) и ее компоненты (не менее 14 донаций) в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления временной нетрудоспособности (независимо от причины ее наступления);

Пенсия по инвалидности в Беларуси

Затем наступает очередь органов соцзащиты. На основании полученной (в том числе из медицинского заключения) информации о тяжести нарушения здоровья и их причинах, а также других сведений: о трудовом стаже, предыдущих заработках, правах на льготы и дополнительные выплаты, принимается решение о назначении инвалиду пенсии и производится расчет ее размеров.

Интересное:  Какие Нововведения В Ук Рф

Первый – оценка состояния здоровья экспертной врачебной комиссией. Ее главная цель – установление болезней или увечий, существенно ограничивающих работоспособность. Перед этой же комиссией стоит задача определить причины возникновения нарушения здоровья и возможность выздоровления в перспективе. На основании врачебного заключения человек признается инвалидом, пожизненно или на определенный период. При предполагаемой возможности излечения – устанавливается срок прохождения повторной врачебной комиссии. Признанным инвалидами пожизненно – дополнительного подтверждения статуса более не требуется.

Закон Республики Беларусь от №418-З — О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь — О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь

Действующие средства транспорта, связи и информации и другие объекты социальной инфраструктуры должны быть приспособлены для доступа и использования инвалидами в порядке и на условиях, определяемых соответствующими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами с участием общественных объединений инвалидов.

Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового и социального отпусков, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.

Законодательные основы реабилитации инвалидов в Республике Беларусь

Для реализации вышеназванных Законов и по результатам выполнения РНТП 69.04р «Реабилитация» была разработана структурно-функциональная схема службы реабилитации в Республике Беларусь. Основной целью создания этой службы стало возвращение инвалида к труду, в общество. Все эти предложения нашли реальное отражение в приказе Минздрава Республики Беларусь от 5 января 1995 № 3 «О внесении изменений и дополнений в приказ N 225 от 10 сентября 1994 г. Минздрава «Дополнения к приказу Минздрава N 13 от 25 января 1993 г. «О создании системы реабилитации больных и инвалидов в Республике Беларусь». В соответствии с ним утверждены положения о профильном и специализированном центре медицинской реабилитации; отделениях медицинской реабилитации поликлиники и стационара; заведующем отделения медицинской реабилитации и враче-реабилитологе; отделе, и секторе медико-социальной реабилитации и экспертизы управления здравоохранения облисполкомов; центре медико-профессиональной реабилитации областной больницы; Совете по медицинской и медико-профессиональной реабилитации больных и инвалидов; организации реабилитации в лечебно-профилактических учреждениях. Было начато формирование единой системы медицинской реабилитации в республике.

Интересное:  Регистрация Земли По Решению Суда 1/2

Однако выход Закона «О социальной защите в Республике Беларусь» способствовал резкому увеличению показателей первичного выхода на инвалидность, так как был направлен на защиту только инвалидов, но не больных. Поэтому на МРЭК обратился большой поток больных за получением социальных льгот и гарантий, которые могли получить инвалиды.

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от № 1225-XII — О введении в действие Закона Республики Беларусь — О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь

установить меру экономической ответственности за невыполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к транспорту и другим объектам социальной инфраструктуры и ввести их в действие в сроки, установленные пунктом 2 настоящего Постановления;

представить в Верховный Совет Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и принятии новых законодательных актов исходя из положений настоящего Закона;

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г

представить в Верховный Совет Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с Законом Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» и принятии новых законодательных актов исходя из положений настоящего Закона;

2.1. Положения, предусмотренные статьей 34 Закона, касающиеся проектирования и застройки населенных пунктов, формирования жилых районов, разработки проектных решений для строительства и реконструкции зданий, сооружений, комплексов и коммуникаций, а также для производства транспортных средств, средств связи и информации, вступают в силу с 1 января 1993 года.

Гарантии инвалидам

Инвалидам, которые работают на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда указанных лиц, наниматели обязаны по их желанию предоставлять отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в течение календарного года в соответствии со ст.189 ТК Республики Беларусь.

Так, привлечение инвалидов к работе в государственные праздники и праздничные дни (ч. 1 ст.147 ТК Республики Беларусь), работе в выходные дни допускается лишь с их согласия и при условии, если данная работа не запрещена им ИПР (часть 5 статьи 287 ТК Республики Беларусь) для работников-инвалидов письменная форма согласия является обязательной [47].