Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие с 1815 по 1914 г. «чистая» эмиграция из неё составила 35-40 млн. человек. При этом в первой половине XIX в. Среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Это была так называемая новая эмиграция — из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.

Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн.) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии, хотя в Великобритании, например, среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция (более 5 млн чел.). Как пишет П. Стокер, «наибольшая озабоченность, связанная с «исламизацией», возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин — например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса. Но с исламом, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.

Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице 8.
Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).
Главные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных), о которой уже говорилось выше.
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Таблица 8

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения

В географическом плане большой интерес представляет и вопрос о том, как распределяются иностранные рабочие в пределах отдельных принимающих стран. Анализ показывает, что в большинстве своем они селятся в главных промышленных районах и крупных городах.

К странам иммиграции, как это вытекает из анализа рисунка 14 и из таблицы 8, в первую очередь относятся государства, расположенные в западной и северной частях Европы. Каждое из них имеет как бы свою «сферу притяжения» мигрантов. Так, среди трудовых мигрантов в Германии больше всего выходцев из Турции и стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ. Весьма крупные диаспоры образуют также выходцы из других стран Европейского союза – Италии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Нидерландов. Во Франции количественно преобладают выходцы из Португалии, Испании и Италии, а также из Алжира, Марокко и Туниса. В Великобритании преобладают мигранты из Ирландии и заокеанских англоязычных стран, в Нидерландах – на первом этапе из Суринама и Индонезии, а затем из стран Средиземноморья.

Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

лавные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.

Интересное:  Имеют Ли Право Приставызабирать Кровати

Особый вопрос — о предстоящем «нашествии» 8 Западную Европу иммигрантов из тех стран Центрально-восточной Европы, которые в 2021 г. должны быть приняты в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем в даже относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию. Вот почему Берлин и Вена настаивают, чтобы после расширения ЕС путем присоединения новой группы стран-кандидатов для их граждан был бы установлен семилетний запрет на право свободно работать на Западе.

Практическая работа: Миграция населения

4. Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства.

Миграция трудовых ресурсов

Внутренняя миграция трудовых ресурсов — это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны. Отмечаются четыре формы внутренней миграции трудовых ресурсов: безвозвратная, маятниковая, сезонная, эпизодическая.

Все они находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют на территориальное перемещение не изолированно, а интегрально. В последние годы в странах СНГ появился особый тип миграции населения, связанный с национальными конфликтами. Данный вид миграции обусловлен рядом факторов неэкономического характера. Однако большие масштабы такой вынужденной миграции населения оказывают существенное влияние на состояние как национального, так и региональных рынков труда.

Международная миграция трудовых ресурсов и ее значение

Второй страной, где активно развита международная трудовая миграция, является Канада. В этом государстве сегодня создана самая большая славянская диаспора. Люди из России, Украины, Белоруссии и других стран постсоветского пространства, переехавшие сюда много лет назад, поддерживают традиции и культуру своей исторической родины, помогают неопытным мигрантам обосноваться. Трудовых мигрантов в Канаду можно разделить на две большие группы – высококвалифицированные специалисты востребованных профессий и низкооплачиваемая рабочая сила. Третьим направлением, куда охотно едут специалисты из России, является Австралия и Новая Зеландия.

Государственное регулирование миграционного направления этих держав после Второй мировой войны было направлено на привлечение европейцев и решение за счет этого демографических, а также социально-экономических проблем. Эти страны можно назвать наиболее давними центрами трудовой миграции.

Миграционные процессы в России как фактор социальных конфликтов

Можно предположить, что информационный дефицит в отношении миграционных процессов существует по ряду объективных причин. К таким причинам можно отнести быстротечную изменчивость миграционных процессов, которую очень сложно регулировать. Например, проблема нелегальной миграции: невозможно подсчитать ее точную статистику, так как каждый день показатели меняются. Также этот процесс зависит от внешней политики, которая сегодня переменчива. К причинам информационного дефицита можно отнести постоянное изменение существующих правил и норм в законодательстве в области миграционных процессов, которые не так быстро удается воплотить в жизнь. И, наконец, среди причин недостатка информации можно назвать тот факт, что большую роль в миграционных процессах играет человеческий фактор. А именно, что огромное значение имеет профессионализм специалистов, занимающихся вопросами миграции.

Итак, СМИ призваны освещать текущие миграционные процессы. По своей сути, они должны носить объективный характер, но в каждом случае присутствует субъективный момент, который проявляется в оценочном суждении на ту или иную ситуацию. В России существует большая степень доверия к СМИ, поэтому их можно рассматривать как один из инструментов власти в конфликте с мигрантами.

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Так, еще в конце 1991 г. в Чехии и Словакии были приняты законы о прожиточном минимуме и допол­няющие их социальные законы. В Польше в 1990 г. принят, а в 1993 г. скорректирован закон о социальной помощи. В соответствии с ним лица нетрудоспособные,

Естественно, для каждой возрастной группы один из факторов является формирующим, а остальные — стимулирующими. После окончания учебы выпускни­ки вузов стремятся заключить контракты для времен­ной работы в фирмах с целью дальнейшего закрепле-

Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

В 90-х годах, когда демографические процессы и требования рынка труда вошли в противоречие с запретительной миграционной политикой западноевропейских правительств, последняя стала пересматриваться в сторону более дифференцированного, избирательного подхода к разным категориям стран и видам специальностей. Возросла роль «новых меньшинств»: государства были вынуждены признать, что закрывать глаза на проблемы иностранцев – не значит решить их. Объективный процесс роста доли населения «новых меньшинств» со своей миграционной сетью дает основание думать, что запретительные меры будут мало эффективны. Европа нуждается в рабочей силе, в основном неквалифицированной, сезонной, для специфичных отраслей, и рынок труда диктует свои правила. Поскольку легальная миграция более предпочтительна, чем нелегальная (даже с точки зрения получения налогов), страны Евросоюза в настоящее время находятся в процессе мучительного поиска золотой середины между разрешительными и ограничительными мерами миграционного контроля.

Возрастающая мобильность населения в эпоху глобализации значительно повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международных отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически всех государств и выработки глобальных подходов к их решению. Заметная в последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки усилить глобальный вектор в ее регулировании и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной экономики. По данным МОМ в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.

Интересное:  Сколько Можно Сидеть На Больничном По Уходу За Ребенком В 2022

Последние Конфликты Связанные С Трудовыми Миграции Европы

Неконтролируемая трудовая миграция привела к тому, что чуть ли не половина трудоспособного населения балтийских стран, Румынии, Болгарии ринулась на заработки в Западную Европу, приводя к спаду производства в своей стране и создавая избыточную рабочую силу в других странах.

Местные чиновники вообще рассматривают ситуацию с вопросами иммиграции, как катастрофическую: у британского МВД на сегодняшний момент остаются нерассмотренными свыше полумиллиона дел, которые касаются иммигрантов. Чтобы расчистить эти завалы, понадобится минимум 37 лет — такие данные были озвучены британским парламентским комитетом по внутренним делам. По-прежнему остаются неразрешенными 502,5 тыс. обращений, что является историческим максимумом. В общее количество включены дела более четырех тысяч иностранных преступников, которых британское правительство собирается депортировать.

Особенности трудовой миграции

Любая страна в меру своих возможностей стремится осуществлять государственное регулирование процессов миграции, однако сделать это достаточно сложно. Примером того, как государственное регулирование этого может оказаться неэффективным, является сегодняшняя ситуация с беженцами с Ближнего Востока в странах Западной Европы, где эффективно решить эту проблему пока не удаётся.

  1. Неразвитая экономика в стране проживания. Исходя из этого, человек, имеющий престижное высшее образование или владеющий востребованной специальностью, будет стремиться покинуть эту страну и перебраться туда, где со своей профессией сможет рассчитывать на достойную зарплату.
  2. Наличие безработицы. Невозможность трудоустройства — одна из причин того, что люди оставляют места, где проживали, и перебираются туда, где смогут обрести работу.
  3. Работа в международных компаниях. Это одна из современных причин того, почему происходит международная миграция трудовых ресурсов. Транснациональные корпорации имеют свои филиалы по всему миру и в зависимости от возникающей необходимости перебрасывают туда нужное количество рабочей силы.
  4. Политические преследования. Выезд мигрантов из страны может резко возрасти при смене там политического режима — несогласные стремятся покинуть ее пределы и найти применение своим способностям за границей.
  5. Военные конфликты. В случае если страна вступает в войну или на её территории вспыхивает вооружённый конфликт, определённая часть трудоспособного населения стремится оставить ее территорию и найти в мире такое место, где можно было бы жить спокойно.
  6. Экологические проблемы. Определённая часть трудоспособного населения из стран с неблагоприятной экологической обстановкой стремятся перебраться туда, где с этим всё в порядке.

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

По заголовкам европейской прессы может сложиться впечатление, что кризис с мигрантами грянул внезапно, застигнув Евросоюз врасплох. На самом деле беженцы десятилетиями прибывали в Европу в надеждах на лучшую жизнь. Предыдущий пик пришелся на 1992 год: тогда с просьбой об убежище обратились более 697 тысяч человек, спасавшихся от конфликтов на территории бывшей Югославии. Объединенная Европа успешно с этим справилась, вселив в европейских политиков уверенность, что они в состоянии разрешить любую проблему такого рода. Но у кризиса сегодня иная природа.

Объективно власть уже не может игнорировать сигналы, исходящие от населения и от бизнеса, и во многом противоречащие друг другу. Таким образом, органы государственной власти должны решить проблему комплексного подхода к миграционной политике — адаптировать прибывающих людей к административно-правовой системе современной Германии, способствовать их интеграции, как следствие, снижению уровни опасности и социальной напряженности в обществе. Определенные шаги для улучшения ситуации в данном направлении уже были сделаны — теперь приезжие должны будут получать специальные документы (удостоверения), в которых можно будет зафиксировать место их регистрации, размер пособий, уровень профессиональной квалификации и другие сведения (в том числе — все необходимые личные данные), что поможет внимательно следить за их перемещениями, вовлечением в трудовые процессы, получением образования детьми, даст возможность оказывать адресную поддержку, оставляя при этом рычаги влияния.

Реферат: Особенности регулирования международной трудовой миграции в Евросоюзе

Миграционная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля, разработке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего.

Следует отметить, что необходимость решения проблем совершенствования миграционного законодательства ЕС диктуется необходимостью поддержания стабильного экономического и социального развития данного региона.

Основные центры международной трудовой миграции

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. Так, в Латинской Америке центрами притяжения выступают Бразилия, Мексика, Аргентина (число, иностранных рабочих – от 5 до 8 млн. чел.), где имеется большое число предприятий из промышленно-развитых стран, машиностроение, в частности. Велика здесь также доля сезонных миграций (на уборку сахарного тростника). В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Официальные цифры не способны показать реальное число иностранных рабочих. Так, в 2021 г. в Великобритании насчитывалось 2,1 млн. иностранцев, тогда как по данным переписи населения только к выходцам из Азии, Африки и стран Карибского бассейна относилось 3,5 млн. чел.

Современные подходы к миграции в странах западной европы 4 трудовая миграция 4

Содержание ВВЕДЕНИЕ 2
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МИГРАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 4 ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ 4
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ 7
ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УБЕЖИЩА В ЕВРОПЕ 9 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 12 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 12 ГЕРМАНИЯ 12
ФРАНЦИЯ 18
ШВЕЦИЯ 21
ИТАЛИЯ 22
ОПЫТ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАПАДНЫХ СТРАН: АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯ РОССИИ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА 28

Введение
История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью — переменой места жительства.
В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.
XX век внес много изменений в направления и характер миграций, беспрецедентно возросли и их масштабы. В первую очередь это было связано с возросшей доступностью транспорта и средств связи. Также на протяжении всего столетия мир потрясали многочисленные войны, которые порождали мощные волны вынужденной миграции: создавали колоссальные потоки беженцев и перемещенных лиц. Впервые возникло понятие незаконной миграции, когда люди въезжали в страну в обход ее законодательной базы. В 70-е годы появилась своеобразная миграция населения, выразившаяся в переманивании странами друг у друга высококвалифицированных специалистов: так называемая «утечка мозгов». Существенную роль на отдельных этапах играли также национальные, политические и религиозные факторы.
Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Публикуемая статистическая информация, как правило, фрагментарна и зависит от контекста. Тем не менее, можно утверждать, что общая тенденция заключается в увеличении миграционной мобильности населения, усилении интенсивности потоков международной миграции, в первую очередь, экономической.
Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.
Цель этой работы — исследование политики в области миграции развитых стран Западной Европы, анализ опыта различных государств в решении их внутренних, а также международных проблем с помощью государственного регулирования миграционных процессов, попытка найти элементы миграционной политики этих государств, которые могли бы быть использованы в разработке государственной миграционной политики Российской Федерации.

Интересное:  Все участники чернобыльской аэс список

Современные подходы к миграции в странах Западной Европы В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.
Трудовая миграция
Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже поощряется.
Западноевропейские страны активно используют Европейскую службу занятости для найма иностранных работников из других стран региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также Турции и стран Магриба.
Так, в соответствии с двусторонними программами приграничной работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии, что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения специалистов в области информационных технологий, главным образом из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.
На данный момент тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников в общей структуре иммиграции приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу. При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников. Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992 года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС, сохраняя «нейтралитет» в отношении выходцев из США, Канады и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран «третьего мира».
Межгосударственная миграция рабочих и специалистов, осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым элементом функционирования развитых экономик. Современная политика западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.
Особо перспективным представляется расширение приема иностранных работников на принципах ротации. Это объясняется растущим недовольством коренных жителей, связанным с увеличивающимися объемами незаконной миграции и притоком иноэтнических поселенцев, прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.
Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей силе развитых стран в 1996 году Иностранное население (ИН) (тысяч человек) Доля ИН в структуре населения (%) Иностранная рабочая сила (ИНР) (тысяч человек) Доля ИНР в составе рабочей силы (%) Бельгия 912 9 196 6,5 Великобритания 1972 3,1 878 3,4 Германия 7314 8,9 2559 9,1 Италия 109,1 2 332 1,7 Франция 3597 6,3 1573 6,2 Швейцария 1338 19 709 17,9 Источник: Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2021, p. 42.