Пункту 2 Части 2 Статьи 49 Градостроительного Кодекса

Комментарий к СТ 49 ГрК РФ

Статья 49 ГрК РФ. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий

1. Требованиями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, которые включают:
1) определение в ч. 1 настоящей статьи обязательного характера государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных нормами ч. ч. 2 — 3.1 настоящей статьи;
2) обозначение в нормах ч. ч. 2, 3 и 3.1 комментируемой статьи исключений из обязательного порядка проведения государственной экспертизы, согласно которым государственная экспертиза не проводится:
— в отношении проектной документации пяти категорий объектов капитального строительства с обозначением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (с обязательным проведением в их отношении государственной экспертизы);
— в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовой проектной документации), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;
— в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования;
— в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство;
3) регламентацию требованиями ч. 3.2 рассматриваемой статьи порядка направления результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу (одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на государственную экспертизу);
4) установление в нормах ч. 4 рассматриваемой статьи трех категорий субъектов проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) определение в ч. 4.1 настоящей статьи субъектов проведения государственной экспертизы проектной документации квалифицированных объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 настоящего Кодекса, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
6) обозначение в нормах ч. 4.2 комментируемой статьи двух видов субъектов проведения государственной экспертизы проектной документации иных объектов капитального строительства и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;
7) регламентацию требованиями ч. ч. 5 и 6 рассматриваемой статьи предмета государственной экспертизы (оценки соответствия проектной документации расширенным требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий и оценки соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов) с обозначением запрета на проведение иных государственных экспертиз проектной документации, кроме установленных настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации квалифицированных объектов семи категорий (об основах правового регулирования создания и использования искусственных земельных участков на водных объектах и Федеральном законе от 19 июля 2021 г. N 246-ФЗ см. комментарии к ч. 5 ст. 4 ГрК России);
8) установление в нормах ч. 6.1 рассматриваемой статьи правил проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (см. Правила представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2021 г. N 822);
9) определение в ч. 6.2 настоящей статьи обязанности субъектов проведения государственной экспертизы проектной документации направить проектную документацию определенных объектов на государственную экологическую экспертизу;
10) обозначение в нормах ч. 6.3 комментируемой статьи результата проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (соответствующих заключений);
11) регламентацию требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи срока проведения государственной экспертизы (до трех месяцев);
12) установление в нормах ч. 8 рассматриваемой статьи исчерпывающего перечня восьми оснований для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на государственную экспертизу;
13) определение в ч. 9 настоящей статьи результата государственной экспертизы проектной документации (заключения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение));
14) обозначение в нормах ч. 10 комментируемой статьи права застройщика (заказчика) судебного оспаривания отрицательного заключения государственной экспертизы с повторным направлением проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений;
15) регламентацию требованиями ч. 11 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ на установление порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размера платы за проведение и порядка ее взимания (см. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 г. N 145, Постановление Правительства РФ от 18 мая 2021 г. N 427).
Порядок аттестации государственных экспертов в области экспертизы проектной документации установлен Приказом Минрегиона России от 8 апреля 2021 г. N 162 «Об утверждении Порядка аттестации (переаттестации) государственных экспертов» (действует с 20 августа 2021 г.). Согласно этому документу аттестация (переаттестация) государственных экспертов осуществляется в целях обеспечения необходимого уровня их квалификации, достаточного для компетентного проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. При этом установлено, что аттестация проводится уполномоченным структурным подразделением Минрегиона РФ и аттестационными комиссиями Минрегиона РФ, а также определены:
— квалификационные требования к государственным экспертам в соответствии со сферами их деятельности;
— порядок подачи документов на аттестацию (переаттестацию), допуска к проверке квалификации, выдачи аттестата государственного эксперта, продления срока действия аттестата и основания для его продления;
— основания и порядок аннулирования аттестата государственного эксперта.
Следует отметить, что нормами ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2021 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» введена ч. 2.1 комментируемой статьи. Указанный Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и является правовой парой Федерального закона от 21 июля 2021 г. N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Таким образом, положениями ч. 2.1 настоящей статьи в целях реализации правовых основ обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса установлено «исключение из исключений» — обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации на осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства там, где это требование ранее исключалось нормами ч. 2 настоящей статьи — в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта.

Интересное:  Компенсация Коммунальных Услуг Ветеранам Труда Барнаул

Поясните статью 49 градостроительно кодекса

Вообще название статьи носит двусмысленный характер, или перечисления территорий относятся ко всем экспертизам, или только к экологической. Это похоже на «нельзя казнить помиловать».
И прочесть можно и так и так и это вводит Заказчиков в заблуждение.

Он говорит: «Хорошо, читаем: ГрК РФ, Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории«

Тема: Разъяснение пункта 2 части 2

Ответ:
В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий не требуются
коммерческим организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Вопрос:
В п. 2 ч. 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса установлено, что не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:
коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Статья 49

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Статья 49 ГрК РФ

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

3.4. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, объектов (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи), строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, на размещаемый объект капитального строительства, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, и проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

Пункт 2 Статьи 49 Градостроительный кодекс РФ

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае , если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

Статья 49

3.6. В случае, если в проектной документации, указанной в части 3.5 настоящей статьи, имеются изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации такого объекта капитального строительства, отказывают в выдаче указанного в настоящей части заключения. В этом случае проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи.

В комментируемой статье четко определены объекты капитального строительства, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, случаи, когда не требуется государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, предмет и сроки государственной экспертизы, основания для отказа в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.

Статья 48 пункт 16 Градостроительного кодекса

Заключили муниципальный контракт на реконструкцию помешений под детский сад ! Нам выдали проектную документацию без государственной экспертизы и смета так же не прошла государственную экспертизу. Мы это потребывали у администрации, на что получили ответ на ссылку статьи 48 градостроительного кодекса части 16. Права ли администрация. И ещё потребывали мы разрешение на реконструкцию помешений под детский сад на что тоже ответили что это нам не нужно. Правы они или нет.

ч. 16 ст. 48 Градостроительного кодекса говорит о том, что не допускается требовать иных согласований, кроме тех которые предусмотрены настоящим кодексом, а ст. 49 Градостроительного кодекса предусмотрено, что проектная документация объектов капитльного строительства должна проходить государственную экспертизу. Таким образом, на проектную документацию должно быть получено положительное заключение госэкспертизы, тем более, если речь идет о муниципальном финансировании. ч. 17 ст. 51 ГрадК РФ перечислены случаи когда не требуется получение разрешения на строительство, во всех остальных случаях оно должно быть получено в установленном порядке.

Статья 49 ГрК РФ

В целях определения соответствия проектной документации требованиям государственной охраны объекта культурного наследия Федеральным законом от 25.06.2021 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае, если на территории, подлежащей хозяйственному освоению расположены объекты культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия, и выявленные объекты культурного наследия. Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения строительных и иных работ на такой территории.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству осуществляет проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации (п. 5.3.9 Положения о Федеральном агентстве по сельскому хозяйству, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 328*(130)).

Пункту 2 Части 2 Статьи 49 Градостроительного Кодекса

Федеральным законом от 29.12.2021 № 402-ФЗ установлено, что объекты капитального строительства, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не подлежат обязательной экспертизе в случае, если строительство или реконструкция таких объектов осуществляется без привлечения средств бюджетной системы Российской Федерации. Если разрешение на строительство в отношении таких объектов было выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, государственный строительный надзор при их строительстве или реконструкции не осуществляется.

Федеральный закон от 29.12.2021 № 402-ФЗ «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Уточнен перечень объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится обязательная экспертиза.

Часть 2 статья 49 градостроительного кодекса российской федерации

Следует обратить внимание на то, что ст.29 ГрК РФ посвящена экспертизе проектов документов территориального планирования, а комментируемая статья проектной документации объектов капитального строительства. Следовательно, все остальные (промежуточные) проектные документы из сферы действия государственных экспертиз в сфере градостроительной деятельности выпадают. Проводит оба вида экспертиз в сфере градостроительной деятельности Министерство регионального развития РФ либо подведомственные ему государственные учреждения до утверждения проектной документации застройщиком или заказчиком.

См. Временное положение о распределении полномочий по государственной экспертизе проектной документации на строительство объектов в Главгосэкспертизе России, утвержденное распоряжением Главгосэкспертизы РФ от 5 апреля 2021 г. N 34-р

Статья 49

6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.

Разрешение на строительство

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также — капитальный ремонт).