Резерв По Сомнительной Задолженности В Бюджете 2022

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Бюджет резерв по долгам

Налоговым кодексом также предусмотрено, что безнадежным признается долг, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Но обстоятельства, указывающие на безнадежность долга, нуждаются в комплексной оценке. Например, прекращение основного обязательства вследствие исключения из ЕГРЮЛ должника по этому обязательству не прекращает поручительство, если кредитором были заявлены соответствующие требования к поручителю (статья 367 ГК РФ). То есть, в рассматриваемой ситуации задолженность еще не является безнадежной.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Согласно пункту 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Резерв По Сомнительной Задолженности В Бюджете 2021

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи исходя из фактической прибыли, выполняют расчет резервов на конец каждого месяца, остальные налогоплательщики — на конец каждого квартала (п. 3 ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 265).

Разницы были отражены 12 лет назад. На сегодняшний момент разницы начислены неверно — они никогда не должны были быть начислены, сейчас организация планирует списать их как постоянные, не влияющие на налоговый расчет. Выявлено, что никогда не должны были быть начислены ни временные, ни постоянные разницы. Выявленные ошибки не являются существенными. Какие проводки надо оформить при исправлении?

Интересное:  50% скидка на оплату в саду военнослужащим статья

Важный нюанс: фирма вправе создать резерв по дебиторке только в той части, которая превышает кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом. От даты возникновения этой кредиторки тут ничего не зависит (см. письмо Минфина от 22.01.2020 № 03-03-06/2/3352). Допустим, бизнес-партнер должен вам 300 000 руб., а вы ему – 100 000 руб.

Однако если долг контрагента вызывает сомнения и взыскать его не получается (предположим, если у контрагента есть материальные сложности), то размер актива на балансе окажется нецелесообразно завышенным. У пользователей не будет шанса правильно оценить действительную ситуацию на предприятии.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

По таким долгам создание резерва обязательно для компании. Это обеспечит соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

В практической деятельности организаций формирование резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета является обязанностью. Однако на практике часто возникают ситуации, когда работники бухгалтерской службы пытаются применить единый подход для целей бухгалтерского и налогового учета, что приводит к ошибкам и неточностям.

Соглашение «Купли-Продажи», в соответствии с которым 02.02.2019 года «ПУГОВИЦА» (в нашем примере продавец) передала «АВАНГАРДУ» (заказчик) продукцию на 2 803752 рублей и подписала ТОРГ-12. Период оплаты покупки по документам – пять суток со дня отгрузки партии «АВАНГАРДУ». Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й.

И еще. «Сомнительный» резерв используют исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов. За счет него можно списать любую задолженность, признанную безнадежной по п. 2 ст. 266 Кодекса. Если же такого резерва не хватило, ее включают во внереализационные расходы.

Информация о суммах сомнительного долга в целях наблюдения в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом, отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность».

Требования по формированию резерва по сомнительной задолженности предусмотрены положениями Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н, и пунктом 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н.

Учитывая изложенное, дополнительная регламентация порядка использования резерва по сомнительной задолженности (учетный показатель уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) показатель задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта (правового акта исполнительного органа власти) не требуется.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.
  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

Статья 266

  • 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьёй. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

Начиная с отчетности за 2011 год компания обязана создавать резерв сомнительных долгов, если у нее есть дебиторская задолженность, которую можно считать сомнительной (раньше формирование такого резерва было правом, а не обязанностью). Это значит, что теперь в учетной политике не нужно отражать решение о формировании данного резерва в бухучете.

Как указывалось раньше, дебиторская задолженность может списываться за счет резерва по сомнительным долгам. Возможность его создания прописана в нормативных документах как по бухгалтерскому учету (п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), так и в целях налогообложения (ст. 266 НК РФ).

Интересное:  Жилищная Программа Молодая Семья 2021 Сколько Квадратов Положено На Одного Человека

Далее приводятся распорядительная часть, в которой руководитель отдает распоряжение бухгалтерии списать с балансового счета указанную задолженность и вести ее учет в течение пяти лет на забалансовом счете. Также, как правило, назначается лицо, которое будет отслеживать возможность возврата долговой суммы, будет контролировать финансовое положение должника.

Сомнительной и подлежащей резервированию считают не обеспеченную соответствующей гарантией задолженность, которую контрагенты не погасили в срок, определенный договором, или у компании есть информация о том, что дебиторская задолженность не будет погашена вовремя. Сомнительным может быть признан долг не только по расчетам за продукцию, товары, работы и услуги (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), но задолженности по другим основаниям — например, по выданным беспроцентным займам.

Последнее – один из самых трудоёмких процессов. Собственник должен доказать, что последние три года он не признавал долг, не знал о его существовании, а коммунальщики не напоминали о нём. Судебная практика показывает, что это доказать этот факт достаточно трудно, так как коммунальные предприятия всячески напоминают потребителям об имеющихся неоплаченных счетах. Также за этот период времени не должно быть совершено никаких оплат по имеющемуся долгу.

Резерв по сомнительным долгам дебиторской задолженности

  • не оплачена в срок или имеет высокую вероятность непогашения в оговоренные договором сроки и не обеспечена гарантиями (п. 70 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • не оплачена в сроки, указанные в договоре, и не имеет обеспечений в виде залога, поручительства, банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).
  • существенными различиями в правилах создания резерва в этих учетах, которые сохранятся даже при условии максимального приближения самостоятельно разрабатываемых для бухучета критериев, относящихся к такому резерву, и к правилам работы с ним, установленным ст. 266 НК РФ;
  • самим фактом несоздания резерва для целей налогового учета.
  1. Обязательно должен быть создан при выявлении сомнительного долга.
  2. Формируется всеми (без каких-либо исключений) организациями, обнаружившими у себя задолженность, проблемную для получения.
  3. Не зависит от того, создается ли аналогичный резерв в налоговом учете.
  4. Может формироваться в отношении дебиторской задолженности любого вида.
  5. Допускает создание его не только в отношении уже просроченных долгов, но и тех, срок оплаты которых еще не наступил, но вероятность непоступления платежа достаточно высока.
  6. Предполагает самостоятельность определения критериев:
  • признания долга сомнительным;
  • оценки платежеспособности контрагента и вероятности поступления оплаты от него;
  • определения суммы создаваемого резерва.
  1. Требует списания (восстановления) сумм резерва, оказавшихся неизрасходованными на конец года, следующего за годом создания резерва, что не препятствует созданию по этому же долгу нового резерва.

В налоговом учете формирование резерва позволяет учесть в налоговой базе по прибыли потери от неполучения оплаты в сроки более ранние, чем это происходит при несоздании резерва, поскольку признание задолженности безнадежной по срокам обычно происходит значительно позже. НК РФ (п. 2 ст. 266) позволяет признавать безнадежным долг:

  1. Не подлежит обязательному созданию.
  2. Образуется только теми организациями, которые ведут учет по методу начисления.
  3. Может создаваться только в отношении задолженности покупателей.
  4. Формируется только по той задолженности, которая уже просрочена, причем длительность этой просрочки для целей создания резерва законодательно определена.
  5. Должен создаваться в определенных размерах в зависимости от срока задержки оплаты:
  • на полную сумму долга при просрочке, превышающей 90 дней;
  • на 50% от суммы долга при просрочке, составляющей от 45 до 90 дней.
  1. Имеет предел, ограничивающий общую его величину: 10% от суммы доходов от реализации, полученных за отчетный период.
  2. В части, не использованной в отчетном году, может быть перенесен на следующий год с учетом переносимой величины в сумме резерва, вновь создаваемого по этому же долгу.

Сомнительная дебиторская задолженность

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.

К сведению! Гражданским кодексом предусмотрены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ).

Сомнительная задолженность списывается с балансового (забалансового) учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

В случае если в отношении сомнительной задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета учреждения с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам) (п. 11 ФСБУ «Доходы»).

Расчет резерва по сомнительным долгам в бухучете

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2022 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

По данным бухучета за 2019-2021 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2022 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Резерв по сомнительным долгам

1. В 2018 год был создан резерв по сомнительным долгам, отражена постоянная разница (в тот период мы трактовали так)
2. В 2020 году была произведена переквалификация разницы во временную и отражен ОНА (в НУ проводок нет)
3. В 2021 году частично долг был погашен в размере 4 695,26 р , резерв в этой части восстановлен.

Спасибо за уточнение — вопрос в работе.

По поводу балансового метода с ПР и ВР — это продуманный и осознанный выбор с учетом этого или пока в размышлениях
Чем отличается ПБУ 18 балансовым методом с ПР и ВР от балансового в 1С
100% обращений по ошибкам на нашем сайте — это пользователи на балансовом с ПР и ВР.
Все наши материалы на балансовом методе. На балансовом с ПР и ВР только то, что сейчас в рубрикаторе.

Добрый день, Алексей!
То, что вижу из справок:
1. Резерв создан и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Разниц нет. Расходы по созданию резерва не признаны, это так. Но по счету 63 Сумма НУ Кт сумма стоит, значит, резерв в НУ создан.
2. Ручные проводки по начислению ОНА по резерву делать не следовало. Программа сама бы начислила резерв при наличии разниц. Но разниц у вас по счету 63 нет (если проводка от 31.12.2018 — единственная).
3. Операция от 12.11.2021 также восстановление резерва идет как в БУ, так и в НУ. Разниц здесь я не вижу.
Это то, что следует из ваших скринов. Но у вас, видимо, реально другая ситуация. Резерв создавался только в БУ. При переходе на балансовый метод с ПР и ВР никаких дополнительных проводок делать не следовало. Программа сама их формировала, даже без переквалификации разниц. Но проводка от 31.12.2018 должна была выглядеть , как на рис.
При этом, даже если вместо ВР вы везде бы отразили ПР, на 31.12.2020 в межотчетный период программа сама бы начислила ОНА.

Восстановление резерва — обратная операция, но с теми же особенностями. По НУ сумм быть не должно ни по счету 63, ни по 91.01. Тогда программа сама погасит ОНА в сумме 4695,26*20% = 939,05 руб. в ноябре.
С переходом на балансовый метод никаких дополнительных проводок в части резерва делать не надо. Надо исправить ошибки, которые у вас сейчас есть. А именно:
1. убрать ручную проводку по начислению ОНА от 01.12.2020
2. исправить наличие резерва в НУ на счете 63 и проводку по погашению резерва.
Рекомендую в КОПИИ базы исправить проводки в 2018 году, 2020 и 2021 так, как они должны были быть. И посмотреть, как программа формирует и погашает ОНА. Затем в 2021 году (до 12.11.21) поправить резерв с НУ на ВР, а проводку от 12.11.2021 исправить прямо в операции. И убедиться, что программа сформировала все правильно. Потом уже с 2022 года перейти на балансовый метод.

Интересное:  Реально Ли Взять Ипотеку С Долгами По Суду С Материнским Капиталом

Резервы по сомнительным долгам учет, проводки

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам? Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Суммы неиспользованного резерва учитываются при составлении баланса и отчета о финансовых результатах. Присоединение неиспользованных сумм резервов к прибыли отчетного периода учитывается записью Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам» и Кт 91 «Прочие доходы».

После окончания проведения инвентаризации и выявления сомнительной задолженности формируются проводки по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В дальнейшем неоплаченный долг может быть списан за счет этого резерва Дт 63 Кт с 60, 62, 76, 58-3 счетами в зависимости от вида долга.

  • истечение срока исковой давности для принудительного взыскания;
  • прекращение обязательства в связи с ликвидацией должника, невозможностью его исполнения и по иным основаниям, установленным гражданским законодательством для прекращения неисполненного обязательства.
  • на 31 марта — 19 600 000 руб. (20 000 000 руб. — 400 000 руб.);
  • на 30 июня — 29 400 000 руб. (30 000 000 руб. — 600 000 руб.);
  • на 30 сентября — 24 500 000 руб. (25 000 000 руб. — 500 000 руб.);
  • на 31 декабря — 23 912 000 руб. (24 400 000 руб. — 488 000 руб.).

Если полученная величина резерва больше величины резерва, созданного на последнее число предыдущего квартала (месяца), надо включить разницу между ними в прочие расходы (доначислить резерв). Если же меньше — включить разницу между ними в прочие доходы (восстановить резерв).
При статистическом способе:

  • если безнадежным признается долг того вида, по которому создавался резерв, долг списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
  • если безнадежным признается долг того вида, по которому резерв не создавался, а также при погашении любой задолженности — величина резерва не корректируется.

Соответственно, если исходить из заключения, что задолженность сомнительна для погашения и с высокой степенью вероятности будет списана за счет средств созданного резерва, соответственно, и право на вычет НДС с дебиторской задолженности не может быть реализовано и не подлежит отражению в качестве актива.

Определение долга как сомнительного дано в ст.266 Налогового кодекса РФ. Классифицировать как сомнительную можно любую дебиторскую задолженность, если она не уплачена в установленный договором срок и ее возврат не обеспечен каким-либо из способов, установленных гражданским законодательством (поручительство, залог, банковская гарантия).

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

О том, какие резервы могут создавать организации в налоговом учете и как суммы резервов влияют на налогообложение прибыли, мы расскажем в этой статье. В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщики имеют право создавать, в частности, следующие виды резервов: — резерв по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ); — резерв на ремонт основных средств (статьи 260.

При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Выше мы подчеркивали, что организация в соответствии с главой 25 НК РФ может в своей учетной политике определить порядок формирования резервов сомнительных долгов, порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и другие резервы.

1. Налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.

  1. Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
  2. Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
    • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
    • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

Инвентаризация обязательна. Нельзя списать дебиторскую задолженность, если нет подписанного акта ИНВ-17, где указана величин дебиторской задолженности с указанием той части, которую невозможно взыскать с должника по одной из указанных выше причин.

Дебиторская задолженность — это долг, возникшей перед компанией. Появляется он по факту отгрузки товара покупателю, при выполнении работ или услуг. В соответствии с условиями сотрудничества данный долг погашается в установленный срок. Если этого не происходит, то дебиторская задолженность становится сомнительный, то есть ставится под сомнение факт ее возврата. Если же она не возвращается через 3 года ее можно принять безнадежной и списать в связи с истекшим сроком исковой давности. Как оформляется списание задолженности дебиторов в связи с невозможностью ее взыскания? Какие проводки выполняются в бухгалтерском учете? Как данная процедура учитывается в налоговом учете?

  1. Завершился срок исковой давности — тот период, в пределах которого доступно обжаловать вопрос о взыскании через суд (в общем случае это 3 года, в отдельных ситуациях может меняться);
  2. Задолжавшая фирма подверглась ликвидации;
  3. Задолжавшая фирма является недействующим лицом, в связи с чем данные о ней исключены из ЕГРЮЛ;
  4. приставы вернули исполнительный лист о взыскании в связи с невозможностью данного процесса, то есть по факту завершения исполнительного производства.

Долги признаются сомнительными либо после неполучения оплаты в срок, либо на основании сведения о финансовых проблемах дебитора. То есть задолженность можно признать сомнительной и в случае, когда велика вероятности ее непогашения.

Сомнительной или безнадежной задолженностью, которую нужно списать в связи с одной из причин — истек срок исковой давности (нет возможности взыскания через суд), прекращено исполнительное производство судебными приставами по взысканию долга, ликвидация фирмы или исключение данных о ней из реестра юрлиц.

Инвентаризационная опись в бюджете в 2022 году

  • например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).

В графах 1 – 4 указывается основание проведения инвентаризации, выявленные расхождения по результатам которой учтены субъектом учета в соответствии с его учетной политикой при составлении годовой отчетности (дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о проведении инвентаризации).

Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).

Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.