Заполнение товарно транспортных накладных на перевозку грузов 2022 год

С 2022 года грузы перевозят по новым правилам

  • Если в качестве первичной учетной документации предлагается транспортная накладная, то теперь ее нужно составлять в четырех экземплярах, где последний предъявляется грузоотправителю.
  • Теперь путевой лист заполняется иначе: помимо сведений о ТС, требуется указывать вид перевозки и перевозимой продукции. Обязательно прописывать марку, модель, пробег авто на начало и окончание поездки. Если есть прицеп, то его номер также требуется. Также необходимо прописать дату последнего медосвидетельствования водителя.
  • Согласно п. VIII Постановления № 2200 от 21.12.2020, с 2022 года оборот документации разрешено вести в электронном формате: ТН, сопроводительные бумаги, акты и прочие. Причем каждый заполненный бланк требуется подписывать квалифицированной ЭЦП.
  • С 2021 года обновился КоАП от нарушениях грузоперевозок фурами и самосвалами.
  • По новым законопроектам водителю требуется отдых после каждых 4,5 часов вождения, но только в поездках по России. В общей сложности за неделю человек должен отдыхать около 43 часов.

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  • Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

    В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
    во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
    Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
    Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

    • Скачать список товаров, которые можно продавать на карантине, и другие нормативные акты по работе бизнеса
    • Скачать полный список пострадавших от коронавируса отраслей и таблицу с новыми сроками уплаты налогов
    • Заполнять и печатать документы онлайн — это очень удобно

    Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

    В общем случае — грузоотправитель, если иное не предусмотрено договором перевозки. Но это может быть неудобно, так как отправитель, заполнив свою часть документа, должен будет передать оригинал водителю вместе с грузом. Тот, вместо того чтобы везти товар напрямую получателю, должен будет сначала съездить в офис компании-перевозчика с транспортной накладной, чтобы ее заполнили ответственные лица. И только после этого водитель займется доставкой груза. Удобнее предусмотреть в договоре, что транспортную накладную оформит грузоперевозчик. Тогда транспортная компания заполняет свою часть бланка в своем офисе, оригинал передается водителю, и тот отвозит его грузоотправителю, выезжая за грузом.

    • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
    • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).

    Сейчас одновременно действуют формы ТН и ТТН. В чем разница — читайте выше. Вкратце: ТТН содержит сведения о товаре, необходимые для списания и оприходования, что избавляет от необходимости выдавать форму ТОРГ-12. Однако в ТН больше детальных сведений о транспортировке груза. Какой документ выдавать — зависит от конкретной ситуации:

    Переход на; электронные транспортные накладные в; 2022 году: кто обязан применять и; когда

    В октябре 2020 года Минтранс России провел эксперимент по переводу транспортных накладных и путевых листов в цифровой формат. Отправители грузов, перевозчики и грузополучатели оформляли и подписывали документы через операторов электронного документооборота (ЭДО). А ГИБДД и Ространснадзор контролировали процесс через тестовую информационную систему.

    • товар доставляет сам продавец без привлечения перевозчика, стоимость доставки в договоре включена в стоимость продукции, а товар передан в собственность покупателю на складе грузополучателя;
    • покупатель перевозит товар собственным транспортом.
    1. Грузоотправитель оформляет ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул (раздел) квалифицированной электронной подписью (КЭП) и передает его через оператора ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
    2. Провайдер передает ЭТрН перевозчику и получателю груза.
    3. Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
    4. Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
    5. Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
    6. Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
    7. Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.

    Эксперимент прошел успешно — новые механизмы взаимодействия участников перевозок и госорганов выполнили свои цели. Процесс грузоперевозок на время эксперимента стал быстрее и дешевле для участников и прозрачнее для государства. С 2022 года добровольное использование ЭТрН закрепили в законодательстве.

    Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат КЭП на уполномоченного сотрудника. Такие сертификаты выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ) до конца 2022 года, например УЦ Контура. С 1 января 2023 года сотрудники должны будут использовать КЭП физлица вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД) от организации.

    Как заполнить транспортную накладную

    1. Чтобы накладная служила первичным учетным документом и подтверждала расходы, в ней должен быть заполнен раздел 12 «Стоимость перевозки груза». Кроме того, понадобится четвертый экземпляр оригинала для грузоотправителя. Также должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
    2. Печать на транспортной накладной не нужна, но ее наличие ошибкой не будет.
    3. В строках можно ставить прочерки, если для их заполнения нет информации. Разделы с отметкой «при необходимости» заполнять не обязательно (п. 10 Правил).
    4. Изменение условий перевозки, в том числе переадресовка, не являются ошибками. Они отражаются в Разделе 9 «Переадресовка».

    Транспортная накладная — это документ, которым оформляют автомобильные грузоперевозки по России. В накладной грузоотправитель и перевозчик утверждают условия перевозки. Если заполнить раздел 12, транспортную накладную можно будет использовать как первичный учетный документ — подтверждать ей расходы в бухгалтерском и налоговом учете.

    Покупатели, которые забирают груз самовывозом на своей машине, транспортную накладную не оформляют, так как услугу транспортировки никто не оказывает. Расходы на транспорт и саму перевозку можно будет подтвердить путевым листом, зарплатными ведомостями и другими документами.

    В новой форме обязательно заполняются все разделы, кроме отмеченных как «при необходимости» или «при наличии». Если информации или оснований для заполнения отдельных граф нет, в накладной проставляются прочерки. Рассмотрим на примере Раздела 3 «Груз», в нем обязательно должны быть отражены:

    Раздел 12 «Стоимость перевозки груза». В этом разделе перевозчик прописывает стоимость услуг по перевозке без НДС, ставку налога, сумму налога, предъявленную покупателю, и общую стоимость услуг перевозки. Также он указывает свои реквизиты и реквизиты договора перевозки.

    • быстрый обмен документами;
    • доступ к документам из любого места и с любого устройства;
    • экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
    • быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
    • постепенный отказ от бумажных архивов;
    • быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.

    Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

    С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.

    1. Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
    2. Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
    3. Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
    4. Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
    5. Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
    6. Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.

    Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.

    Электронные транспортные накладные с 2022 года: для кого вводятся и как на них перейти

    • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2021 № 336-ФЗ;
    • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».

    Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2022 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

    • грузоотправитель составил ЭТрН, загрузил ее в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему;
    • по получении груза грузополучатель открывает документ в системе и подтверждает приемку, подписывая ЭТрН своей электронной подписью — грузоотправитель видит, что товар принят.

    Также соглашение об обмене электронными документами потребуется между участниками перевозки: грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. В нем нужно прописать всю схему электронного взаимодействия при выставлении, подписании, проверке ЭТрН, их отправки в ГИС.

    Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
    С 2022 года от имени компании электронную подпись можно оформить только в ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.
    Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
    Подробнее о новых правилах по УКЭП читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

    Минтранс разработал новую форму транспортной накладной

    Также планируется установить, что в случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 закона о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

    Кроме того, предполагается установить, что исправление в транспортной накладной допускается в отношении раздела «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)» и должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

    В случае замены транспортного средства или водителя перевозчик уведомляет стороны договора перевозки о такой замене, о ее причинах с указанием в транспортной накладной дополнительных сведений о произведенных заменах до подачи транспортного средства под выгрузку если иное не предусмотрено договором перевозки. При заполнении транспортной накладной на бумажном носителе указанная информация вносится в разделы 6 «Перевозчик» и (или) 7 «Транспортное средство».

    Все электронные ТТН с 2022 года и другие ЭПД подписываются всеми участниками перевозки усиленной квалифицированной цифровой подписью (ЭЦП). После формирования каждого из них они направляются в ГИС ЭПД. Там они доступны для контролирующих органов и участников перевозки. В любой момент их разрешено извлечь из системы и при необходимости распечатать.

    При необходимости формируется сопроводительная ведомость к транспортной накладной в цифровом формате. Ее форма и порядок составления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов, которые разрабатывает и утверждает Минтранс. Выглядеть ЭТН и другие ЭПД будут, как и сейчас. Вводится только новая цифровая форма, бумажные бланки остаются без изменений.

    • для грузоотправителя — со сведениями о существенных условиях контракта, участниках перевозки, транспортном средстве и грузе, с указанием УКЭП грузоотправителя;
    • для перевозчика — со сведениями о приеме груза к перевозке, обстоятельствах погрузки груза с указанием УКЭП перевозчика;
    • для грузополучателя — со сведениями о приеме груза и его характеристиках;
    • второй файл обмена для перевозчика — с данными о выдаче груза грузополучателю с дополнительной информацией о фактических обстоятельствах такой выдачи.

    С 01.01.2022 вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, который вводит в устав автомобильного транспорта электронный документооборот. Для обычных перевозчиков и поставщиков это означает переход к электронным перевозочным документам (ЭПД). Пока ФНС России не утвердила новые цифровые форматы перевозочных документов, проект приказа, в котором содержатся все основные перевозочные документы, находится на общественном обсуждении. Но по согласованию с Минтрансом с 01.10.2021 дан старт пилотному проекту, который продлится до конца года, — все крупнейшие российские перевозчики, в том числе и те, которые являются поставщиками по госзаказу, начали применять рекомендованные формы и форматы электронной транспортной накладной и путевых листов. Для всех остальных организаций и предпринимателей такая обязанность введена с отсрочкой — с 2022 года надо использовать электронные транспортные накладные (ТТН), наряды-заказы и сопроводительные ведомости.

    По нормам закона № 336-ФЗ от 02.07.2021, с 01.01.2022 начнет работать новая государственная информационная система для хранения ЭПД и сведений, содержащихся в них. В нее включат реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, и все заинтересованные лица и органы получат к ней доступ. Налоговая служба, ГИБДД и другие госорганы, включая таможенную службу, не потребуют ТТН от перевозчика, а проверят ее по реестру в режиме онлайн, если возникнет необходимость.

    Как правильно заполнять транспортную накладную на перевозку груза: образец ТТН, примеры, фото

    Первичная документация рассматривается в качестве подтверждения правомерности оказываемых логистических услуг, отражает согласованные условия и расходы, понесенные одной из сторон в результате отправки груза. Отсутствие, утрата или некорректное оформление ТН не исключает возможности организации привести доказательства возникших затрат — в качестве альтернативы, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда №26 от 2018 года, могут также выступать договора, счет-фактуры и закрывающие документы по платежным операциям.

    Документ, составленный некорректно, можно скорректировать в бумажных экземплярах. Ошибочная строка перечеркивается одной сплошной чертой, позволяющей идентифицировать смысловое содержание написанного. Следом вписываются верные данные, проставляется отметка «исправлено», и указываются дата, время, а также подпись и реквизиты ответственного лица.

    • 1. «Грузоотправитель». Реквизиты физического или юридического лица, ИНН, адрес местонахождения и контактные сведения. В рамках экспедиторских отгрузок также проставляется дополнительная отметка, и заполняется раздел 1а.
    • 2. «Грузополучатель». Идентично предыдущему пункту, только на этот раз о второй стороне, участвующей в процессе.
    • 3. «Груз». Расширенная графа, предусматривающая внесение максимально подробных данных о транспортируемом объекте. Указываются номенклатурное наименование, число грузовых мест, габариты и масса, наличие потенциально опасных веществ, а также объявленная ценность, взять которую можно из ТН или УПД (универсального передаточного документа). При отсутствии сведений по отдельным позициям проставляется прочерк.
    • 4. «Сопроводительная документация». Полный перечень реквизитов накладных, сертификатов, паспортов, свидетельств и т.д. Чем подробнее — тем лучше с точки зрения потенциальных проверок налоговой.
    • 5. «Указания грузоотправителя». Список требований, обусловленных спецификой и характеристиками перемещаемой продукции, и обязательных к соблюдению для логистической компании.
    • 6. «Прием груза». Указание информации о субъекте, отпускающем товар, а также адреса складского помещения, даты и времени отгрузки. В процессе передачи отмечаются фактические сроки прибытия, состояние партии, масса и количество мест. Заверяется передающим лицом, водителем автомобиля, а также, в случае необходимости, отправителем поставки.
    • 7. «Сдача». Аналогично предыдущему пункту, но на этот раз вносятся сведения о процессе выгрузки продукции.
    • 15. «Подписи сторон». В соответствии с правилами и примерами оформления товарно-транспортных накладных на перевозку грузов, приведенными в образцах заполнения формы ТТН и ТН, подписантами являются ответственные уполномоченные лица; в обязательном порядке указываются личные данные и занимаемая должность. Стоит отметить, что этот раздел заполняется всеми участниками логистической операции.

    С технической точки зрения — в объеме указываемых сведений, а также в порядке заполнения. Сопроводительная документация, составление которой являлось обязательным условием для грузоперевозок ранее, предназначалась для учета товародвижения между продавцами и покупателями, взаиморасчетов, а также для подтверждения легитимности во время проверок правоохранительных дорожных служб. Структура ТТН предусматривает наличие двух разделов, в которых приводится информация о грузе и стадиях перемещения.

    При внесении в форму данных важно внимательно проверить соответствие указываемой информации, включая адреса, регистрационные номера, названия юридических лиц, номенклатурное наименование груза и т.д. Правом подписи обладают только официально уполномоченные сотрудники, в отношении которых выписана доверенность. Выявление расхождений и недочетов налоговой службой — основание для признания недействительности общей отчетности, и, как следствие, поводом для отказа в предоставлении вычета по НДС.

    Что такое ТТН и как правильно её заполнить? Версия для печати

    • В товарной накладной нет транспортного раздела, потому что на основании этой бумаги товарно-материальные ценности (ТМЦ) не ставятся на учёт.
    • ТН — это просто сопроводительная документация, подтверждающая доставку и предоставление транспортных услуг.
    • ТН не может использоваться как база для бухгалтерской отчётности.
    • Документы регулируются разными законодательными актами.
    • ТТН включает только товарный и транспортный разделы, а в ТН их 17.
    • ТТН необходимо выписывать в четырёх экземплярах, ТН — в трёх.
    • ТТН содержит подробную информацию о грузе (код, стоимость и количество), графы для подписей ответственных за отгрузку.
    • ТН предусматривает желаемые условия для перевозки (при какой температуре, в какой упаковке, каким транспортом) и переадресацию в случае изменения адреса получения во время транспортировки.
    • Товарно-транспортная накладная не предусматривает строки об НДС, из-за чего возможны претензии со стороны налоговой по поводу правомерности вычета.
    • При наличии ТН можно не заполнять ТТН, но при выдаче последней заводить ТН всё ещё нужно — документы не всегда носят взаимоисключающий характер.

    Например, вы решили купить товар в городе А для переработки или перепродажи в городе Б. Допустим, вес товара составляет 20 тонн. При проверке потребуется подтвердить документально, каким образом перемещался груз. У этой операции есть риск быть признанной бестоварной, поэтому мы указываем автопредприятие и все подробности о перевозке. Провоз автотранспортом крупных партий груза без необходимого пакета бумаг грозит штрафами и другими санкциями как экспедитору, так и вашей организации.

    • В строке «Отпуск разрешил» должен расписаться руководитель фирмы или начальник склада
    • Товарный раздел подписывает главный бухгалтер
    • Работник грузоотправителя, который отгрузил ТМЦ, ставит подпись в строке «Отпуск груза произвёл»
    • Если грузополучатель лично получает товар в месте отгрузки, он расписывается в графе «Груз получил грузополучатель»
    • В строке «Принял» транспортного раздела ставится подпись при поступлении на склад грузополучателя
    1. Первый остаётся у грузоотправителя (он нужен для списания груза)
    2. Ещё три копии с визами отправителя водитель подписывает и берёт с собой
    3. Одна из копий остаётся у грузополучателя (для добавления товара на учёт)
    4. Два оставшихся экземпляра нужны организации, которая владеет автотранспортом, чтобы произвести расчёт с заказчиком и выдать заработную плату водителю

    При самовывозе, то есть когда покупатель товара отвечает за доставку — в этом случае будет достаточно товарной накладной по форме ТОРГ-12. Иначе говоря, ТТН нужна только когда вы заключаете договор на перевозки, чтобы водитель мог предъявить документ контролирующим органам во время транспортировки.

    При необходимости формируется сопроводительная ведомость к транспортной накладной в цифровом формате. Ее форма и порядок составления или формирования устанавливаются правилами перевозок грузов, которые разрабатывает и утверждает Минтранс. Выглядеть ЭТН и другие ЭПД будут, как и сейчас. Вводится только новая цифровая форма, бумажные бланки остаются без изменений.

    С 01.01.2022 вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ, который вводит в устав автомобильного транспорта электронный документооборот. Для обычных перевозчиков и поставщиков это означает переход к электронным перевозочным документам (ЭПД). Пока ФНС России не утвердила новые цифровые форматы перевозочных документов, проект приказа, в котором содержатся все основные перевозочные документы, находится на общественном обсуждении. Но по согласованию с Минтрансом с 01.10.2021 дан старт пилотному проекту, который продлится до конца года, — все крупнейшие российские перевозчики, в том числе и те, которые являются поставщиками по госзаказу, начали применять рекомендованные формы и форматы электронной транспортной накладной и путевых листов. Для всех остальных организаций и предпринимателей такая обязанность введена с отсрочкой — с 2022 года надо использовать электронные транспортные накладные (ТТН), наряды-заказы и сопроводительные ведомости.

    Все электронные ТТН с 2022 года и другие ЭПД подписываются всеми участниками перевозки усиленной квалифицированной цифровой подписью (ЭЦП). После формирования каждого из них они направляются в ГИС ЭПД. Там они доступны для контролирующих органов и участников перевозки. В любой момент их разрешено извлечь из системы и при необходимости распечатать.

    По нормам закона № 336-ФЗ от 02.07.2021, с 01.01.2022 начнет работать новая государственная информационная система для хранения ЭПД и сведений, содержащихся в них. В нее включат реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов, и все заинтересованные лица и органы получат к ней доступ. Налоговая служба, ГИБДД и другие госорганы, включая таможенную службу, не потребуют ТТН от перевозчика, а проверят ее по реестру в режиме онлайн, если возникнет необходимость.

    • для грузоотправителя — со сведениями о существенных условиях контракта, участниках перевозки, транспортном средстве и грузе, с указанием УКЭП грузоотправителя;
    • для перевозчика — со сведениями о приеме груза к перевозке, обстоятельствах погрузки груза с указанием УКЭП перевозчика;
    • для грузополучателя — со сведениями о приеме груза и его характеристиках;
    • второй файл обмена для перевозчика — с данными о выдаче груза грузополучателю с дополнительной информацией о фактических обстоятельствах такой выдачи.

    Даже беглое сравнение старой и новой транспортной накладных позволяет понять, что документы имеют серьезные различия. Так что если Ваша организация использует в своей работе транспортную накладную при перевозке грузов, то самое время обновить бланк этого документа.

    С 1 марта 2022 года начинает действовать новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации №2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».

    10. В нижней части накладной столбцы-разделы для грузоотправителя и перевозчика поменяли местами. Раньше перевозчик записывался в правый столбец, а с 1 марта 2022 года он будет записываться в левый. Будьте внимательны, ведь ошибиться при переносе данных из старой накладной очень легко.

    11. Кроме перечисленных выше нововведений, в новой накладной обновлены формулировки многих пунктов. Так что, если Вы используете при работе транспортные накладные, то будет гораздо проще взять новый бланк накладной и заново внести в него все данные, чем пытаться адаптировать под новые требования старый бланк накладной.

    Как; заполнить транспортную накладную

    В заполнении бумаг участвуют три стороны: отправитель груза, перевозчик и получатель. Каждый из них вносит свои сведения на своем этапе работы. Поэтому бумажные ТН составляют в трех экземплярах, чтобы у каждой стороны был свой оригинал. Каждый из них должны подписать все стороны. Изначально, при отправке груза, накладная заполняется не полностью, сведения в некоторые разделы добавляются в процессе доставки и при передаче груза в конце доставки.

    Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
    В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
    Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

    ФНС предупреждает, что транспортная накладная подтверждает расходы на доставку в бухгалтерском и налоговом учете, только при условии, что раздел 16 о стоимости услуг и порядке расчета заполнен верно. Если раздел пуст или в нем есть ошибки, то понадобится другой учетный документ (письмо ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/5238@ и от 20.02.21 № СД-3-3/1280@).

    • день и время прибытия машины для выгрузки товара, день и время отъезда пустой машины;
    • состояние груза, упаковки, пломб и пр.; если груз прибыл в запечатанном контейнере с пломбами, состояние можно не проверять, а если пломбы сорваны, придется открыть контейнер и описать состояние и число товаров;
    • вес груза — способ взвешивания должен быть тот же, что и при отправке;
    • число грузовых мест.

    Транспортную накладную оформляет заказчик перевозки — грузоотправитель или экспедитор. Но вообще, стороны при составлении договора перевозки могут решить, кому поручить оформление накладной, это может быть и перевозчик. А если груз перевозят для личных или семейных нужд, то составить бумагу тоже может перевозчик.

    Новая форма транспортной накладной с 2022 года: что изменилось в бланке

    По проекту поправка вступит в силу с 1 марта 2022 года. В Правилах появится новый раздел – порядок заполнения транспортной накладной. Ранее такого раздела не было. Часть информации о том, как заполнять реквизиты транспортной накладной, ранее была прописана в самой форме. В порядке прописали, что все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением тех, где указано «при наличии» или «при необходимости».

    • реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия;
    • наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним.
    • реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга);
    • номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13.
    • раздел 8 «Условия перевозки». Условия перевозки по новым правилам согласовываются при подаче заказа (заявки) на перевозку груза. Там же будут прописывать размер платы за перевозку и порядок расчетов;
    • раздел 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению». Отдельно данный реквизит нигде не предусмотрен. Но в форме заказа (заявки) есть обязательный реквизит – «Должность, фамилия, инициалы и подпись перевозчика или уполномоченного им лица». Поскольку заявка подается перевозчику, фактически подпись означает принятие заявки к рассмотрению;
    • раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 10 «Выдача груза»;
    • раздел 13 «Прочие условия». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 7 «Транспортное средство»;
    • раздел 15 «Подписи сторон». Все необходимые подписи содержатся в разделах транспортной накладной.
    • стоимость услуг перевозки без налога;
    • налоговую ставку;
    • сумму налога, предъявляемого покупателю;
    • стоимость услуг перевозки с налогом;
    • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны перевозчика;
    • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя;
    • реквизиты, позволяющие идентифицировать лицо, от которого будут поступать деньги.
    Интересное:  Сколько платит соцзащита вдове чернобыльца если перед смертью у мужа была 1 группа инвалидности