Проблемы Детей Инвалидов В России

Раздел 8

Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям.

Нет ничего страшнее для родителя, чем недуг ребенка. Это постоянно кровоточащая рана в родительском сердце. Все чувства и реакции обострены и обнажены. Из-за постоянных переживаний и терзаний родители детей-инвалидов очень чувствительны: они фиксируют каждый взгляд, каждый жест по отношению к их ребенку. Такие родители, как никто другой, точно улавливают истинное отношение к их чаду. Как построить с ними диалог, как вести себя с ребенком? Ответ на этот вопрос дает автор статей « Мы подозреваем у Вашей дочки синдром Дауна» и « Как себя вести при встрече с «иным» ребенком»:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении. При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

Обучение детей инвалидов в России – проблемы и решения

Известно, что состояние здоровья большинства детей инвалидов не позволяет им посещать обычные учебные заведения, ведь нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи мешают нормальному общению с учителями и сверстниками. Поэтому образование инвалидов осуществляется в индивидуальной форме, то есть для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения. А все необходимые учебные материалы предоставляются бесплатно.

Однако сегодня активно развивается система совместного образования, предусматривающая обучение детей инвалидов вместе с другими детьми в обычных начальных, средних и высших учебных заведениях. Такое обучение основывается, в первую очередь, на понимании того, что дети с ограниченными возможностями нуждаются в полноценном общении со сверстниками, особенно в школьном возрасте. Общаясь с обычными детьми, ребенок инвалид начнет осознавать, что его физически недостаток или болезнь вовсе не является непреодолимым препятствием для нормального общения с людьми, для получения образования и прочих доступных для обычных людей возможностей и благ. Так ребенок инвалид получает доступ к достаточно хорошему уровню образования и учится чувствовать себя полноценным членом общества. В этом и заключается основной смысл инклюзивного образования.

Проблемы Детей Инвалидов В России

Инвалидность — состояние человека, характеризующееся наличием стойких физических, умственных, сенсорных или психических нарушений здоровья, которые влекут за собой препятствия или ограничения в деятельности. Инвалидность может возникнуть как вследствие перенесенного заболевания, травмы, так и при рождении в результате внутриутробных дефектов развития плода, неправильного родовспоможения и других факторов [1].

Всем известно, что именно в совместной деятельности больной ребенок намного лучше осваивает все жизненные навыки, школьную программу, учится жить в обществе. Изоляция никогда не идет на пользу ни здоровому, ни ограниченному в физических возможностях человеку.

Общие проблемы семей детей инвалидов в РФ

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона.[3]

Интересное:  Пенсионеры выехавшие из радиационной зоны какие льготы положены

Проблемы обеспечения прав детей-инвалидов в России: пути их решения

Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет целый ряд существенных проблем. Недостаточно развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами. Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов. Зачастую затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации. Дети-инвалиды переживают трудности в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, в своевременном, достаточном и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации.

Согласно «Всемирному обзору в области здравоохранения», около 785млн. человек в возрасте 15лет и старше (15,6%) живут с инвалидностью, в то время как в «Докладе о глобальном бремени болезней» приведена оценка, составляющая около 975млн. человек (19,4%). Измерение детской инвалидности (0-14лет) проводится только в «Докладе о глобальном бремени болезней»; по его оценкам, она составляет 95млн. (5,1%) детей, из которых 13млн. (0,7%), имеют «тяжелую форму инвалидности».(5)

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

1. Совершенствование законодательной, базы защиты детей-инвалидов путём введения в научный оборот терминов «дети-инвалиды» и «социализация детей-инвалидов» и гарантий семьям, в том числе приемным, воспитывающих детей-инвалидов.

Обобщая результаты теоретического, аналитического и социологического исследования, мнения респондентов о имеющихся проблемах и трудностях в реабилитации детей-инвалидов напрашивается вывод о том, что необходимо провести большую работу по реализации программ социальной защиты детей-инвалидов. Первоочередными мерами по снижению инвалидности детей на мезоэкономическом уровне могли бы быть:

Дети-инвалиды: проблемы и решения

Одна из таких проблем, над которыми работает в настоящее время областная специальная библиотека совместно с уполномоченным по правам ребенка по Калужской области, департаментами социальной политики, культуры и искусства, – реализация программы «Права детей», предусматривающая изучение и обсуждение с детьми положений Конвенции ООН о правах ребенка, их участие в дискуссиях с руко­водителями и работниками различных структур по этой тематике, распространение полученных знаний среди своих сверстников.

К решению этих проблем вместе с социальными учреждениями и организациями должна быть причастна и специальная библиотека для слепых в регионе. В последние годы специалисты в области библиотековедения стали уделять социальным аспектам библиотечной деятельности больше внимания, поскольку эта деятельность в принципе выполняет социальные функции, находясь в зависимости от социокультурной ситуации, ожиданий читателей, от потребностей их социального развития.

Дети-инвалиды: социальные проблемы и неожиданные открытия

Из всех таких детей в 20% случаев это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения, и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП, колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей-аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тысяч.

Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.

Проблемы Детей Инвалидов В России

Рождение ребенка с нарушенным зрением или слухом является серьезным ударом для семьи и надолго становится причиной ее дезадаптации. Другие дети оказываются лишенными внимания родителей, взрослые отдаляются от друзей и родственников, а те, в свою очередь, от них, потому что для них это тоже новое впечатление в жизни. На современном этапе нет возможности обучать детей с инвалидностью в общеобразовательных школах, водить их в обычный детский садик, оказывая им необходимую психиатрическую, педагогическую, тифлологическую, сурдологическую помощь. При этом обучение в школах-интернатах затрудняет, а порой полностью исключает интеграцию детей в общество. Родители, воспитывающие ребенка-инвалида, должны получать качественную и достоверную информацию о диагнозе своего малыша, педагогических способах его обучения и воспитания, социально-психологическую помощь ребенку в адаптации в детском коллективе, в подготовке к школе и в решении других психологических проблем, возникающих в жизни ребенка. В большинстве случаев родители по незнанию, а зачастую и нежеланию знать переоценивают или недооценивают возможности своего ребенка-инвалида. Актуальность работы в том, что родителям помимо необходимой юридической помощи, очень важна психологическая поддержка. Однако в современном обществе недостаточно информации о жизни инвалидов, а помощь семьям детей-инвалидов почти не оказывается. Объект исследования: проблема семей с детьми-инвалидами в современной России. Предмет исследования: психолого-социальные проблемы отношения к инвалидам. Цель: собрать и обработать научно-исследовательский материал, посвященный данной проблеме. Задачи: 1. Проанализировать литературу, посвященную психолого-педагогические особенности семей, воспитывающих детей с особенностями развития. 2. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать основные проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, три главы , заключение и список литературы.

Интересное:  Размер Районного Коэффициента Город Чита

В последнее время в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети. Проблема лечения и воспитания таких детей рассматривается с точки зрения медицинской, психологической и педагогической коррекции, ориентированной на компенсацию дефекта и приспособление к жизни в обществе. В проблеме «ребенок-инвалид» существует два плана: с одной стороны — семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой — сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот. При рождении ребенка-инвалида страдают не только его родители, вся семья испытывает определенный стресс. Отношения в ней дестабилизируются, круг общения сужается, интересы переориентируются в сторону больного. В результате целая семья может оказаться потерянной для общества. Появление в семье ребенка-инвалида накладывает серьезный отпечаток на ее существование и жизнедеятельность. Поэтому основная задача общества сегодня — снижение негативного отношения со стороны каждого человека к проблемам инвалидов и их семей.

Проблемы инвалидов в россии

Потом, с развитием медицины, и общим повышением благосостояния человека, проблемы эти «как-бы» отошли на второй план. И вот почему.
Стали появляться клиники-стационары, дома престарелых, хосписы, интернаты, дома ребенка, сиротские приюты, дома содержания, психиатрические стационары, в которых душевнобольные были обречены проводить всю свою оставшуюся жизнь, онкологические стационары, центры для ВИЧ-инфицированных, реабилитационные центры для инвалидов, санатории. Там работают специально обученные люди, которые, со временем , настолько психологически деформировались под влиянием бытия, что, в какой-то степени, сами стали отдаляться от общего социума. Да и социум их не особо жалует. Уважает — да, но целостного взаимного проникновения на уровне жизни, общения, взаимодействия и понимания — нет. Человечество «спихнуло» с себя эту проблему. Самоустранилось от решения её.
Да, безусловно, эти заведения нужны, в них страждущие получают квалифицированную помощь, лечение и уход. Но давайте продолжим ретроспективный обзор.

Пришло время, для того чтобы показать, что инвалидность это не проблема некоего круга лиц, а проблема всего общества.
В самом деле, ведь когда болит у нас орган — мы не отмахиваемся от него, а рассматриваем это, как заболевание всего организма.
Основная проблема состоит в отчужденности этой социальной группы от остального социума.
И тут мы можем выявить некую схему по которой проблема инвалидов развилась. Выявить причины и следствия, чтобы, воздействуя на причины,
решить проблему в целом.
Рассмотрим схему.

Как живут дети-инвалиды в России

Но все не совсем так… Инвалидность, особенно по тяжелым и неизлечимых диагнозам — это всегда беда, хоть в детстве она случается, хоть во взрослой жизни. Давайте поговорим о проблемах детей-инвалидов и их родителей подробнее.

Интересное:  Переезд В Другой Регион С Долгами

Как бы это грубо не звучало, ведь у каждого родителя его чадо самое дорогое и даже обычная для кого-то болезнь для них катастрофа, но инвалидность инвалидности рознь. Есть те, у кого диабет, иногда незаметный внешне парез лицевого нерва, соматические заболевания, и есть более «тяжелые» дети: те, у кого онкология, ДЦП, аутизм в осложненных формах, отсутствие конечностей и т.д.

Проблемы и перспективы образовательной интеграции детей-инвалидов в России

Несмотря на проявление указанного стереотипа по отношению к некоторым формам инвалидности, подавляющее большинство опрошенных убеждены, что необходимо предпринимать специальные действия для того, чтобы инвалиды стали равноправными (85%).

Отметим, что около 70% опрошенных родителей считают возможной образовательную интеграцию детей с поражением опорно-двигательного аппарата, тогда как к такому же мнению склоняются менее 40% респондентов среди учителей. Между родителями и учителями существует разница в отношении к образовательной интеграции детей и с иными отклонениями в развитии. Так, среди опрошенных родителей 36% положительно относятся к интеграции детей с нарушениями речи, слуха и зрения, а среди учителей таковых оказалось 20%.

Проблемы адаптации детей-инвалидов (стр

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральных законов от 20.07.2021 N 103-ФЗ, от 22.08.2021 N 122-ФЗ, от 21.12.2021 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы»[4] . Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.

Мировая тенденция – утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и больного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества»[3] .

Проблемы внедрения инклюзивного образования в России

* увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.