Понятие Лицо С Ограниченными Возможностями Здоровья

Понятие Лицо С Ограниченными Возможностями Здоровья

в)недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) [2, с. 298].

б)ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

Научная статья по теме К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья Государство и право

Введя в действие понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», законодатель, однако, не дал его определение. Отсутствие четкого нормативного определения понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2021 г. было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет [4, с. 279], а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше — 1,6 млн чел. [5].

одинаковы. Наличие правового статуса инвалида само по себе не означает необходимости создания для лица дополнительных гарантий реализации права на образование. Значение имеют образовательные возможности и потребности, которые и обусловливают особый правовой статус лица в области образования» [7, с. 13]. Таким образом, ребенок, не признанный в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности, подразумевающие необходимость обучения этого ребенка по специальным образовательным программам интегрировано в обычных школах, либо на дому, либо в специализированном коррекционном образовательном учреждении. Признание за таким ребенком особых образовательных потребностей, необходимости обучения его в рамках системы специального образования, влечет определенные правовые последствия, требующие нормативного закрепления.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья это

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Лицо с ограниченными возможностями здоровья». Полученная информация поможет вам понять, что такое Багаж. Если по вашему мнению определение термина «Лицо с ограниченными возможностями здоровья» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

К лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды

Лицо с ограниченными возможностями здоровья

Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности,… … Энциклопедия инвестора

ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями — Лицо моложе 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика

Статья на тему: Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия

В современной России также происходят существенные изменения в отношении к людям с проблемами в развитии, что проявляется в активном поиске наиболее адекватной терминологии. Несмотря на то, что термин «дети (лица) с особыми образовательными потребностями» появляется в России позже, чем в Америке и странах Западной Европы, его введение в обиход отечественной науки нельзя квалифицировать как прямое заимствование западного термина «дети с особыми нуждами» («Children with Special Needs»). Содержание термина «дети с особыми образовательными потребностями» отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как нуждающегося в «обходных путях», что предполагает достижение задач культурного развития, которые в условиях нормы решаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования [1, с. 63]. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья». В проекте «Закона о специальном образовании» этот термин определяет человека, имеющего «…физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» [6, с. 7]. Сегодня данная категория людей может быть представлена следующим образом: 1) дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушением речи (логопаты); 4) дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) [4]. Н. М. Назарова, определяет данный термин следующим образом: «… это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [7, с. 13-14].

Таким образом, в современном мире отсутствует единый подход к определению обобщающего понятия, раскрывающего сущность категории людей с теми или иными проблемами в развитии. В настоящее время мировая теория и практика все больше внимания уделяет определению понятия «лицо с ограниченными возможностями здоровья» в связи с распространением идей интегрированного образования. Именно этот термин наиболее употребим в современном Российском обществе, когда изменяется общественное сознание, обеспечивающее гуманное отношение к этим людям.

К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена научному осмыслению понятия права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе производится сравнительный анализ понятий лицо с ограниченными возможностями здоровья и инвалид, предлагается авторское определение понятия право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация права на образование отдельных категорий лиц, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время является острой проблемой.
Право на образование – важнейшее социально-культурное право человека, закрепленное и гарантированное, прежде всего, Конституцией РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Реализация права на образование является предпосылкой успешной социализации человека. Получение качественного образования – гарантия дальнейшего трудоустройства, участия в политической жизни общества, реализации личных, экономических и иных прав.
Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задачами которого является поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7). Защита прав человека, в том числе права на образование, гарантируется государством (ст. 45), в Российской Федерации действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55). Конституцией РФ под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41).
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Раскрывая понятие права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно важным является осознание того, кто выступает в качестве субъекта – носителя такого права.
Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2021 г. № 120-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья [1] употребляемые в нормативных правовых актах слова с отклонениями в развитии заменены словами с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Понимание лица с ограниченными возможностями здоровья как имеющего физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования, основано, в том числе, на рекомендательных нормах Модельного закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), принятом 7 декабря 2021 г. на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
В Законе РФ Об образовании от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [2] (далее – Закон РФ Об образовании) говорится: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Исследователями отмечается, что к сожалению, в Федеральном законе Об образовании в настоящее время применяется именно эта неуклюжая (неграмотная с точки зрения права на образование, сконцентрировавшая, вопреки Саламанкской декларации, внимание на недостатках, а не на потенциальных возможностях таких лиц) формулировка, и мы вынуждены сегодня ею пользоваться. Во всем мире такие лица в образовательном законодательстве определяются как лица со специальными образовательными потребностями, адекватна также формулировка лица, нуждающиеся в специальных условиях для получения образования [3, с. 75].
Согласно Рамкам действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятым Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.), термин специальные образовательные потребности относится ко всем детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением.
Введя в действие понятие лицо с ограниченными возможностями здоровья, законодатель, однако, не дал его определение. Отсутствие четкого нормативного определения понятия лицо с ограниченными возможностями здоровья приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину инвалиды, в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2021 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет [4, с. 279], а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел. [5].
В специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Новгородской области (2021 г.) Положение людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в Новгородской области отмечается, что в большинстве развитых европейских стран сегодня отсутствует понятие инвалид, ввиду того, что оно очень категорично разделяет людей, нарушая равноправие в системе взаимоотношений. Применение понятия инвалид влияет на формирование отношения к гражданам этой категории как к неполноценным людям, иждивенцам. Человек с ограниченными возможностями здоровья – самое распространённое определение, применяемое в лексиконе европейских государств, не умаляющее прав человека, а отражающее его проблему.
Российское законодательство связывает инвалидность, в первую очередь, с нарушениями здоровья человека. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [6] инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В то же время международное гуманитарное право, главным образом, отталкивается от социальной составляющей в понимании инвалидности. Конвенция о правах инвалидов, принятая в г. Нью-Йорке 13 декабря 2021 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, к инвалидам относит лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В условиях формирования гражданского общества в России важно обеспечить инвалидам возможность самореализоваться, создать условия для их успешной социализации, изменить отношение к инвалидам со стороны общества в сторону толерантности и недискриминации, гарантировать реализацию их прав, в том числе права на образование. Вышесказанное в равной степени относится и к лицам с ограниченными возможностями здоровья, не признанными в установленном законом порядке инвалидами.
Итак, понятия ребенок-инвалид и ребенок с ограниченными возможностями близки по значению, но не одинаковы. Наличие правового статуса инвалида само по себе не означает необходимости создания для лица дополнительных гарантий реализации права на образование. Значение имеют образовательные возможности и потребности, которые и обуславливают особый правовой статус лица в области образования [7, с. 13]. Таким образом, ребенок, не признанный в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности, подразумевающие необходимость обучения этого ребенка по специальным образовательным программам интегрировано в обычных школах, либо на дому, либо в специализированном коррекционном образовательном учреждении. Признание за таким ребенком особых образовательных потребностей, необходимости обучения его в рамках системы специального образования, влечет определенные правовые последствия, требующие нормативного закрепления.
Под образованием в Законе РФ Об образовании понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Специальное образование – это дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, производится в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, либо в рамках общеобразовательной школы, как правило, в специальных коррекционных классах или, в качестве эксперимента, интегрировано в обычных классах. Система специализированных коррекционных образовательных учреждений включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2021 г. № АФ-150/06 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Следует отметить, что в вышеупомянутом Письме Министерства образования и науки РФ рассматриваются, по сути, вопросы организации инклюзивного образования, хотя употребляется термин интегрированное обучение. Понятие интегрированное обучение уже по значению, чем инклюзивное образование. Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия – это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей [8, с. 62].
В условиях становления социального государства и формирования гражданского общества в Российской Федерации наиболее перспективной формой образования для лиц с ограниченными возможностями является именно инклюзивное образование. Инклюзия становится новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению неравенства, обретения свободы и нового качества жизни; понятие инклюзии по содержанию означает демократическую акцию включения индивида или группы в более широкое сообщество с целью приобщения к определенному действию или культурному процессу. Это относится к включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий поток образовательного процесса, помощь в преодолении географических неудобств и экономических различий [9, с. 11].
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы без какой-либо их дискриминации, обеспечение равного отношения ко всем обучающимся, обучение детей с ограниченными возможностями по стандартам, предусмотренным для учеников с обычными образовательными возможностями, вместо создания упрощенных стандартов обучения, что имеет место в настоящее время. Принцип инклюзивного образования означает, что: 1) все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; 2) инклюзия означает включение кого-либо с самого начала, а не интеграцию, которая означает возвращение кого-либо назад; 3) задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого; 4) в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешным, ощущать безопасность и уместность [8, с. 66].
С точки зрения права, инклюзивное (включающее) образование можно рассматривать как систему мероприятий (механизмов), обеспечивающих реализацию права детей с ограниченными возможностями на образование. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в условиях обычной школы позволяет обеспечить действительное (а не формальное) равенство прав детей при получении образовательных услуг и в равной мере доступное образование для любых граждан независимо от их состояния здоровья и иных субъективных характеристик [10, с. 50].
Подводя итог, следует отметить, что декларация российского государства как правового и социального требует определенных усилий по внедрению в российскую правовую систему гуманитарных ценностей, к которым уже пришло в настоящее время мировое сообщество. Принципы инклюзивного образования, закрепленные в важнейших международных документах о правах человека, в том числе в Конвенции о правах инвалидов, подписанной в настоящее время Российской Федерацией, должны быть постепенно внедрены в систему специального образования России. По нашему мнению, необходимо законодательно закрепить термин образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанное на идеях инклюзии и недискриминации. Автором предлагается определить понятие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья следующим образом: образование лиц с ограниченными возможностями здоровья – система мероприятий (механизмов), обеспечивающих целенаправленный процесс воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями, исключающих их дискриминацию, обеспечивающих равное отношение ко всем учащимся путем создания специальных условий для обучения лицам с особыми образовательными возможностями в рамках системы общего образования, либо при наличии серьезных оснований – в специализированных коррекционных образовательных учреждениях.

Интересное:  Уин В Платежном Поручении 2022 За Дополнительные Услуги В Детский Сад

Понятие Лицо С Ограниченными Возможностями Здоровья

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

Интересное:  В мчс многодетным выплаты будут?

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2021 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».

Определение понятий лицо с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение

2. При регулировании правовых отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются правила международного договора.

физический недостаток — подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • • наличие теоретической концепции, составляющей ее научную основу и определяющей содержательную направленность;
  • • организационно-методическое обеспечение, включающее цели, задачи, принципы, условия эффективности, методы;
  • • содержательно-технологическое обеспечение, объединяющее технологические средства, предназначенные для практической реализации задач психологической помощи;
  • • тесное взаимодействие с другими компонентами коррекционного процесса, в первую очередь с системой педагогической помощи. Модель системы психологической помощи детям с ОВЗ представляет собой многоуровневую организацию взаимосвязанных составляющих, обеспечивающих ее целостность (рис. 2.2.1).

Механизм функционирования разрабатываемой системы психологической помощи определяют условия ее реализации, обеспечивающие возможность достижения целей. Эти условия находятся в тесной взаимосвязи, вытекают одно из другого, и только их интеграция позволяет эффективно реализовать систему.

Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья ->

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и заболевания детей, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье. Грустная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения до поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы. Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Первый принцип – раннее выявление отклонений – требует создания законодательного оформления системы ранней помощи. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля. Ведь раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых лет жизни позволяет достигать принципиально иных результатов в развитии ребенка. От 15-20% до 100% интеллектуально сохранных детей, имеющих разные отклонения в развитии, способны, благодаря ранней коррекционной помощи, впоследствии успешно обучаться в массовой школе.

Правовое регулирование образования детей с ограниченными возможностями в России

Указанные нормы, на наш взгляд, фактически являются дополнительными ограничениями при реализации права на образование ребенка с особыми образовательными потребностями. С точки зрения принципов инклюзивного образования такие ограничения не могут быть приемлемы.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion — включение). Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей-инвалидов (причем ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия — это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

С ограниченными возможностями здоровья

В.А. Ядов [2] под жизненными планами человека понимает обобщенное представление индивида или группы относительно своего будущего статуса в основных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, семейной и др.). Представления человека о будущем – это когнитивные элементы жизненных стратегий, в которых отражаются самооценки желаемого/достигнутого идеального. Ядром жизненных планов выступают ценности и ценностные ориентации, направляющие человека с ограниченными возможностями на определенные цели.

Стратегия важна, прежде всего тем, что она регулирует целостность жизнедеятельности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, а так же определяет его жизненный путь. Особенность жизненной стратегии проявляется в том, что, выступая интегральной характеристикой личности, она в первую очередь представляет ориентацию человека, имеющего ограничения в состоянии здоровья, на определенные цели, в основе которых лежат базовые ценности, определяющие основные диспозиции в структуре личностных ориентаций.

Интересное:  Закон о ипотеке 2021

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Соотношению медицинского и социального в инвалидности, а так же организации и методам медико-социального обслуживания посвящены работы А.П. Гришиной, И.Н. Ефимова.А.И. Осадчих, Г.Г. Шахарова, Р.Б. Клебанова, Тенденции взаимодействия и социального партнерства в формировании единого реабилитационного пространства рассматривают И.Н. Бондаренко, Л.В. Топчий, А.В. Мартыненко, В.М. Черепов, А.В. Решетников, В.М. Фирсов, А.И. Осадчих.

Таким образом, восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

Права лиц с ограниченными возможностями здоровья

9 социальной защите инвалидов в РФ» 1995 г.), так и в актах, относящихся к другим отраслям права. Источники права социальной защиты инвалидов классифицируются по следующим признакам: — юридическая сила; — сфера действия; — форма акта; — принявший орган; — правовой институт. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с тем, что лица с ограниченными возможностями рассматриваются международным правом как субъекты, имеющие равные права с обычными гражданами, провозглашаются цели «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии, при изучении данной темы необходимо обратить внимание на действующие международные акты по правам человека. Вместе с тем права инвалидов затрагиваются в существующих конвенциях по правам человека лишь косвенно, то есть в силу применимости этих документов ко всем людям. Только в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., да и то лишь в одной статье, речь идет непосредственно об инвалидахдетях. К тому же, международно-правовые инструменты, имеющие отношение к правам инвалидов, в большинстве случаев не являются юридически обязательными. Таковыми являются Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года, Таллиннские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам (1991), Декларация о правах инвалидов, утвержденная резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года и т.д. При этом национальное законодательство рассматривает большинство вопросов, связанных с правами инвалидов, в контексте вопросов социального обеспечения. Переход от отношения к инвалидам как к жертвам или меньшинству, к восприятию их в качестве правомочных субъектов, возможен только с принятием специальной международной конвенции по правам инвалидов. По инициативе Мексики, выдвинутой на пятьдесят пятой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2021 году, началась подготовка проекта Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Процесс расширения признания международным сообществом прав инвалидов в числе других прав человека начался еще в 1981 году, который был объявлен Международным годом инвалидов, и продолжился благодаря последующему принятию Всемирной программы действий в отношении инвалидов. В начале 90-х годов были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Также в 90-х годах Комиссия ООН по правам человека признала, что международному сообществу следует рассмотреть вопрос о формировании юридических рамок для защиты прав инвалидов. В ходе разработки указанной конвенции уже появились различные точки зрения относительно ее содержания. Одни страны настаивают на подписании всеобъемлющей конвенции, которая не только вновь подтвердила бы права, зафиксированные в уже существующих

11 субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в том числе в области принятия нормативных актов по данным вопросам. Тема 4 Международное движение за права инвалидов. Зарубежный опыт В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и, прежде всего, через защиту равных с другими прав для отдельных слоев общества. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и возможности с другими людьми и за право на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно. Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов в настоящее время представляют собой нормативно закрепленные права инвалидов и соответствующие им обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, формы и методы их деятельности в этой сфере. Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещение дискриминации человека по ряду признаков, в том числе по причине инвалидности — типично для законодательства большинства зарубежных стран. Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции естественных прав человека идея о равенстве всех людей на Земле, как юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости США 1776 года. В дальнейшем она нашла отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах. Достижением мировой цивилизации в гуманитарной сфере явилось принятие в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. В неё не были непосредственно включены разделы об отношении к инвалидам, но она провозглашала равенство прав «всех людей без исключения». Затем последовало принятие в 1975 году Декларации прав инвалидов ООН. «Инвалиды, говорится в ней, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной». Принцип равных прав инвалидов и неинвалидов предполагает, что потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение для защиты прав. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого члена данного общества. В Соединенных Штатах Америки права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему гражданских прав, запрещающую дискриминацию человека. Базовым нормативным правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года «Об инвалидах», защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий её дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать инвалидам «равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и в городских

Федеральный закон — Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья

8) организация государственного контроля за качеством специального образования и государственного надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для участия общественных объединений в решении вопросов в области специального образования.

3. Создание психолого-медико-педагогических комиссий из расчета одна комиссия не более чем на сто тысяч детей, проживающих на данной территории, но не менее чем одна психолого-медико-педагогическая комиссия на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть завершено до 1 января 2021 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Федерального закона — до 1 сентября 2021 года.

Навигационное меню ->

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.