Правила Заполнения Транспортной Накладной 2022

Транспортная накладная 2022 правила заполнения новая года

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

  • в ситуации, когда товар доставляется силами привлеченного перевозчика на основании договора перевозки;
  • если товар доставляется экспедитором, и договором предусмотрена обязанность экспедитора заключить договор перевозки (в качестве отправителя выступает экспедитор).
  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

Так как обязательного использования ЭТрН пока что нет, то стандартные бумажные транспортные накладные еще не отменены и их использование обязательно. ЭТрН можно использовать параллельно с бумажными, так как обмен ими между участниками перевозки уже возможен и он значительно ускоряет и облегчает процессы.

Новые правила заполнения транспортной накладной в 2022 году

В обновленных правилах, касающихся грузоперевозок, предусмотрели раздел, который описывает, как нужно заполнять транспортные накладные. В них сократят разделы до 12. При этом объёмы обязательных сведений остались прежними. Они были перераспределены в прочие разделы. Из новой формы документа исключили график режима отдыха/труда водителя.

Основательно пересмотрели раздел, касающийся стоимости перевозки грузов. В текущих накладных в данном разделе отдельно указывают цены на услуги и доп-расходы перевозчиков. После обновлений информация о провозной плате будет включать стоимость перевозок без налогов, налоговую ставку, сумму налога, предъявляемую покупателям, стоимость перевозок с налогами. Данный раздел заполняют в том случае, если транспортную накладную используют, как первичный учёный документ.

Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

Сведения из разделов, которые исключили из состава транспортной накладной, размещены в оставшихся разделах. К примеру, данные раздела 12 «Оговорки и замечания перевозчика» прежней ТН перекочевали в раздел 10 «Выдача груза», а сведения из раздела 13 «Прочие условия» — в раздел 7 «Транспортное средство».

В проекте приказа ФНС содержится электронный формат транспортной накладной и других перевозочных документов. Для транспортной накладной в электронном формате разработчики предусмотрели 4 файла обмена. Кроме транспортной накладной, в проекте приказа содержатся документы:

В стандарте предполагается оформление нескольких разделов. Если налоговая инспекция будет придираться к неправильно оформленной документации и выпишет штраф, то его сумма будет варьироваться в зависимости от категории проступка. К тому же ответственность уполномоченного лица расценивается ниже и при недочетах штрафы приходят на его имя в меньшем размере, чем для целой компании. Нужно возложить контрольные функции на главбуха. И обеспечить его хорошим программным обеспечением на компьютере. То же самое касается складских работников. Автоматизация работы упростит процесс ее исполнения и минимизирует ошибки. Зачастую проблемы возникают именно при заполнении 2 транспортного раздела ТТН.

3. Основательно был пересмотрен раздел о стоимости перевозки груза. В накладной версии 2021 года в этом разделе отдельно указываются стоимость услуги и дополнительные расходы перевозчика. После обновлений в 2022 году информация о провозной плате будет заполняться следующим образом:

2. Что касается самой накладной, то основным изменением станет сокращение количества разделов в транспортной накладной — с 17 до 12. Но это вовсе не значит, что заполнять документ станет проще и быстрее – объем обязательных сведений остался прежним, просто их перераспределили в другие разделы:

  • «Указания грузоотправителя» и «Условия перевозки» объединили в один раздел — «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки»
  • «Оговорки и замечания перевозчика» вместо отдельной графы предусмотрели в каждом из разделов «Прием груза» и «Выдача груза»
  • Раздел «Прочие условия» убрали, однако данные о специальном разрешении перенесли в раздел «Транспортное средство»
  • График режима труда и отдыха водителя из новой формы транспортной накладной исключили

Начало действия новых законов и правок в уже существующих – это рутина 1 января каждого года. 2022 не станет исключением. С 1 января вступили в силу правки в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые затрагивают в том числе и документооборот. В этой статье рассмотрим изменения в транспортной накладной, которые начнут действовать с 1 марта следующего года. Это интересная мера, учитывая, что корректировки в форму накладной уже вносились в начале 2021 года. В тот раз в документе обозначили точное “место” для экспедитора – в графе «Грузоотправитель» (а не в качестве перевозчика, как предполагалось) – а также предусмотрели специальный раздел «Клиент» для того, кто является непосредственным заказчиком перевозки. Дополнена была графа «Транспортное средство», в которой с 2021 года необходимо было уточнять, на каком основании оно принадлежит перевозчику — аренда, лизинг или прямая собственность.

Стоит отметить, что уточнять сумму расходов на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр. перевозчик не сможет. В новой форме транспортной накладной это просто не предусмотрено.

  • реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия;
  • наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним.

По проекту поправка вступит в силу с 1 марта 2022 года. В Правилах появится новый раздел – порядок заполнения транспортной накладной. Ранее такого раздела не было. Часть информации о том, как заполнять реквизиты транспортной накладной, ранее была прописана в самой форме. В порядке прописали, что все разделы транспортной накладной заполнять обязательно, за исключением тех, где указано «при наличии» или «при необходимости».

  • раздел 8 «Условия перевозки». Условия перевозки по новым правилам согласовываются при подаче заказа (заявки) на перевозку груза. Там же будут прописывать размер платы за перевозку и порядок расчетов;
  • раздел 9 «Информация о принятии заказа (заявки) к исполнению». Отдельно данный реквизит нигде не предусмотрен. Но в форме заказа (заявки) есть обязательный реквизит – «Должность, фамилия, инициалы и подпись перевозчика или уполномоченного им лица». Поскольку заявка подается перевозчику, фактически подпись означает принятие заявки к рассмотрению;
  • раздел 12 «Оговорки и замечания перевозчика». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 10 «Выдача груза»;
  • раздел 13 «Прочие условия». Сведения из этого раздела теперь содержатся в разделе 7 «Транспортное средство»;
  • раздел 15 «Подписи сторон». Все необходимые подписи содержатся в разделах транспортной накладной.
  • стоимость услуг перевозки без налога;
  • налоговую ставку;
  • сумму налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимость услуг перевозки с налогом;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны перевозчика;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать экономического субъекта, составляющего документ о факте хозяйственной жизни со стороны грузоотправителя;
  • реквизиты, позволяющие идентифицировать лицо, от которого будут поступать деньги.
  • реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга);
  • номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз. В действующей форме данную информацию указывают в разделе 13.

Итогом реализации этого проекта должен стать полный отказ от бумажных документов. Водители на линии будут предъявлять инспекторам ГИБДД абстрактный набор символов на телефоне, а инспекторы с помощью смартфона будут выходить в интернет и находить нужный документ по коду.

Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП).
Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2019 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2018 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Интересное:  Сколько квадратов должно быть на одного члена семьи чтобы воспользоваться

Обратите внимание, что собственник транспортного средства — не обязательно перевозчик. Собственник может передать автомобиль арендатору, который будет его эксплуатировать и выполнять перевозки. Именно для этого следует требовать путевой лист, который, в силу п. 8 Приказа Минтранса РФ от 11.09.2020 г. № 368, выдается эксплуатантом транспортного средства.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

23. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.

Даже беглое сравнение старой и новой транспортной накладных позволяет понять, что документы имеют серьезные различия. Так что если Ваша организация использует в своей работе транспортную накладную при перевозке грузов, то самое время обновить бланк этого документа.

10. В нижней части накладной столбцы-разделы для грузоотправителя и перевозчика поменяли местами. Раньше перевозчик записывался в правый столбец, а с 1 марта 2022 года он будет записываться в левый. Будьте внимательны, ведь ошибиться при переносе данных из старой накладной очень легко.

С 1 марта 2022 года начинает действовать новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации №2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».

11. Кроме перечисленных выше нововведений, в новой накладной обновлены формулировки многих пунктов. Так что, если Вы используете при работе транспортные накладные, то будет гораздо проще взять новый бланк накладной и заново внести в него все данные, чем пытаться адаптировать под новые требования старый бланк накладной.

Заполнение товарно транспортной накладной 2022

Оформляют ТН в трех экземплярах — для каждого участника транспортировки. Участвуют в заполнении документа все стороны договора перевозки: каждый участник указывает в ней свою информацию, заполняя реквизиты полностью или в своей части, проставляя, где нужно, подписи и печати.

В связи с введением новой формы транспортной накладной в декабре 2022 года Минтранс России даёт разъяснения по её заполнению. На этот раз они касаются ситуации, когда грузоотправителем является экспедитор, то есть он оплачивает перевозку груза. Тогда, как пишет ведомство, в разделе 1 «Грузоотправитель» указывается экспедитор и ставится соответствующая отметка «является экспедитором».

Далее требуется обратить внимание на строчки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель». Здесь необходимо внести названия обеих сторон, их юридические адреса и контактные номера телефонов. Возле этих полей имеется таблица, в которую нужно записать регистрационные номера учреждений (ОКПО). Стоит отметить, что законодательством не предусмотрено точное заполнение этих полей, следовательно, там делают запись на своё усмотрение.

Нормативный документ, в котором описаны правила заполнения транспортных накладных, — Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Ниже приведены выдержки именно из этого документа.

Далее на текущей части накладной ТТН необходимо продублировать подписи ответственных лиц со стороны грузоотправителя в определенной строке «Сдал», и со стороны грузополучателя в строке «Принял». Подпись же водителя требуется проставить в двух местах. Первая подпись проставляется у отправителя груза при принятии товара на отправку, а вторая – в месте выгрузки товара при сдаче его получателю.

Новая форма транспортной накладной 2022

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – это первичный учетный документ, изначально предназначавшийся для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Простыми словами, товарно-транспортная накладная – это документ, который определяет взаимоотношению между продавцом и покупателем (контрагентами по договору), с помощью которого осуществляется учет транспортных коммерческих перевозок.

Если же в отношениях между грузоотправителем или грузополучателем есть посредник, который осуществляет транспортировку ТМЦ, то необходим отдельный договор с грузоперевозчиком. В зависимости от того, какая из сторон нанимает посредника, и возникает обязанность по составлению ТТН.

Покупатель2. Перевозчик от имени покупателя по доверенностиПокупательПокупательСам продавецЦена перевозки в договоре не выделена – выходит в стоимость товаровТТН не составляется по причине отсутствия договора перевозки––Сам покупатель––– Пошаговая инструкция заполнения ТТН:

Действующим законодательством настойчиво говорится об указании в документах фактического перевозчика, после которого нет иного контрагента в сделке. Цель данной определенности ясна — контролирующим органам необходима точное представление о конечном получателе платежа за перевозку. В таком случае остальные участники не смогут применить льготу при налогообложения или уменьшить налог на прибыль путем списания ГСМ и приобретения запчастей.

Но расходы на доставку для налога на прибыль этот документ не подтверждает – нужна транспортная накладная. Ее оформляют при заключении договора перевозки автомобильным транспортом. Она подтверждает прием и сдачу груза перевозчиком и расходы на перевозку для налога на прибыль.

При доставке товара (груза) с привлечением экспедитора по договору транспортной экспедиции экспедитор должен оформлять транспортную накладную независимо от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@).

Отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной само по себе не является основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (Письмо ФНС России от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 26 от 26.06.2018).

Чтобы документально подтвердить реальность сделки — факт транспортировки и перехода рисков потери и повреждения товара к продавцу до момента передачи его на складе покупателя, транспортная накладная все же необходима (ст. 796 ГК РФ, Письма ФНС России от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, Минфина России от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540).

  • ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Информация Минфина России № ПЗ-10/2012;
  • ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • от имени продавца — экспедитор оформляет транспортную накладную на основании выданной ему доверенности и указывает продавца в качестве грузоотправителя;
  • от своего имени — экспедитор оформляет транспортную накладную от своего имени, указав себя в качестве грузоотправителя.

Не все грузовладельцы осознают важность правильного оформления транспортных накладных, однако, если продолжать оформлять их по-старому, у экспедитора и грузовладельца возникают реальные риски привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. У многих экспедиторов договорами предусмотрена обязанность контролировать правильность заполнения транспортных документов. Вы можете скачать шаблон письма и направить его своим клиентам. Письменное уведомление с предупреждением о рисках действует убедительнее, чем просто разговор по телефону.

  1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
  2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
  3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
  4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
  5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

Однако следует учитывать, что если между грузовладельцем и перевозчиком будет существовать только один посредник, это уменьшит количество неплатежей. Причина тому проста — сложность процедуры заключения договоров с крупными грузовладельцами. Таким образом, “первый” экспедитор будет заинтересован в сохранении отношений с перевозчиками и своевременной оплате их услуг. В свою очередь перевозчик может рассчитывать на успешное взыскание задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами при обращении в суд — ведь его контрагентом с большей долей вероятности будет не фирма-однодневка, а организация, которая непосредственно заинтересована в продолжительном существовании, ликвидация которой ударит по доходам бенефициаров.

Предусмотрен файл обмена информацией грузополучателя со сведениями о приеме груза от перевозчика и характеристиках принятого груза и обстоятельствах приемки. И четвертый файл обмена перевозчика — о выдаче груза грузополучателю (лицу, правомочному на получение груза) с дополнительной информацией о выдаче вверенного ему грузоотправителем груза и фактических обстоятельствах такой выдачи сведений перевозчика в отношении груза, выданного грузополучателю.

  • Клиент по договору указывается в «п.1а» Клиент (Заказчик организации перевозки);
  • Грузоотправителем (п.1) указывается Исполнитель и проставляется отметка «является экспедитором»;
  • Перевозчиком (п.10) указывается владелец транспортного средства (п.11), с которым у Экспедитора заключен договор на перевозку;
  • Лицом, от которого забирается груз (п.6) указывается Клиент либо склад отгрузки (с реквизитами юридического лица).

В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.

Интересное:  Можно ли до решения суда наложить арест

Бизнес не будет напрямую работать в ГИС ЭПД. Посредниками между ними выступят операторы электронного документооборота. Оформлять и отправлять документы нужно будет с помощью решений этих операторов. Бизнес сможет подключиться только к тем операторам и использовать только те решения, которые одобрит Минтранс.

  • лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки проставляется отметка «является экспедитором»;
  • лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза, если нет передачи груза во владение исполнителю услуг, причем даже в том случае, если экспедитор сам занимается погрузкой.

Объявление ценности груза не допускается, если (п. 78 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом):
• груз подлежит перевозке навалом, насыпью или наливом;
• груз опломбирован грузоотправителем;
• груз является скоропортящимся или опасным;
• по одной транспортной накладной перевозится часть груза.

  • реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды, лизинга и безвозмездного пользования);
  • номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз (при наличии).

Новая форма транспортной накладной с 1 марта 2022 года

Если кроме договора перевозки груза есть еще и договор на выполнение услуг по организации перевозки груза, то есть, есть экспедитор, в разделе 1 «Грузоотправитель» нужно указать: лицо, которое является исполнителем услуг по организации перевозки груза и принимает груз во владение для перевозки проставляется отметка «является экспедитором»; лицо, которое является заказчиком услуг по организации перевозки груза, если нет передачи груза во владени

С 1 марта 2022 года вводятся изменения Постановления Правительства Российской Федерации No2200 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации».
Данный документ вводит новый бланк транспортной накладной, необходимой при перевозках грузов каждому водителю для проверки сотрудниками ГИБДД.
Количество разделов в новой транспортной накладной сократился с 17 до 12 , правда, объем сведений, которые нужно вносить в накладную не уменьшился, а наоборот увеличен.

Раздел требует самого внимательного заполнения в случаях, если транспортная накладная будет использована бухгалтерией в качестве первичного документа, подтверждающего расходы в соответствии со статьей 9 Федерального закона No402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Раздел 3 «Груз».
В разделе несколько строк, в которые вносится:
— наименование груза
— количество грузовых мест, маркировка, вид тары и способ упаковки
— реквизиты документа на отгрузку товаров: наименование, номер, дата
— масса груза брутто в килограммах, масса груза нетто
— объявленная стоимость (ценность) груза.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.
Подписывается накладная также представителями трех сторон «живой» подписью, усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или водитель может использовать простую электронную подпись либо усиленную неквалифицированную ЭП. Но только в том случае, если перевозчик впоследствии подпишет накладную своей УКЭП.

Транспортная накладная с марта 2022 года

  • грузоотправитель – лицо, которое погружает груз в автотранспорт
  • грузополучатель – уполномоченное грузоотправителем лицо
  • перевозчик (водитель). Обратите внимание: водитель не может выступать от имени сразу 2-х сторон договора грузоперевозки
  1. Количество разделов ТН сокращено с 17 до 12. Исключённые разделы: «Прочие условия», «Оговорки и замечания перевозчика», «Информация о принятии заказа к исполнению».
  2. Добавлен раздел 12 «Стоимость перевозки груза (установленная плата) ‎в руб. (при необходимости)». Он заполняется, если ТН используется как первичный документ для учёта.
  • стоимость услуг перевозки без налога
  • ставку и сумму налога, выставленного покупателю
  • стоимость услуг перевозки с учётом налога
  • сведения об ответственных лицах за оформление фактов хоздеятельности со стороны перевозчика и грузоотправителя.

Обратите внимание, что в образце заполнения транспортной накладной внесены все необходимые сведения. При этом стоит учитывать, что ТН изначально не заполняется полностью, т.к. в некоторые разделы данные вносятся при сдаче груза, также есть поля, которые заполняются перевозчиком в процессе погрузки, перевозки или выгрузки.

Важно при составлении соблюдать правила оформления транспортной накладной. Наличие каких-либо ошибок может сделать документ недействительным. При этом правительство внесло ряд изменений в транспортную накладную в 2022 году, которые также нужно учитывать при оформлении.

  • дата составления;
  • номер экземпляра;
  • информация о перевозчике, отправителе и получателе груза;
  • стоимость услуг по транспортировке;
  • подробные сведения о грузе;
  • условия перевозки, в том числе и указания перевозчика, если они есть;
  • сведения о транспортном средстве;
  • информация о переадресовки (при необходимости);
  • оговорки и замечания;
  • сведения о сдаче груза.

В соответствии с законодательством каждый водитель, занимающийся перевозкой груза, должен иметь при себе бумаги на данный груз. В ПДД с 1 января 2022 года был внесен полный перечень документов, которые перевозчик может предъявить по требованию сотрудника ГИБДД. Один из таких документов – транспортная накладная на перевозку груза.

До 1 марта 2022 года заполнение транспортной накладной – задача грузоотправителя. Если груз доставляется для личных или семейных нужд, документ может составить перевозчик. После 1 марта оформлять транспортную накладную разрешено как грузоотправителю, так и перевозчику.

С 2022 года грузы перевозят по новым правилам

  • В поле Грузоотправитель появилась строка о том, что им является экспедитор. Это снимает ответственность со стороны отправителя и получателя, если с товаром что-то произойдет в пути. Причем договор требуется заключать напрямую с экспедиторской компанией, а не по доверенности с водителем.
  • В добавленном подразделе 1а указывается главный организатор передачи груза.
  • В поле Груз обязательно прописывают стоимость или ценность перевозимого груза с НДС, без НДС, размер ставки по налогу, отдельно сумма сбора НДС. Дополнительно ─ информация о сопроводительной документации, которая утверждает отгрузку продукта.
  • В поле Транспорт добавлены строки, где прописывается вид владения ТС: 1 ─ собственность, 2 ─ аренда, 3 ─ лизинг.

Введение электронного формата для ТН ─ это большое преимущество для участников перевозки грузов. Обычно эта документация заполняется в специальной программе, которая заметит ошибку в некоторых полях. Также будет невозможно пропустить заполнение обязательных строк, так как ПО попросту не сохранит документ.

Главными документами по-прежнему остаются права водителя и путевой лист, но неграмотно заполненная ТН сделает поездку бессмысленной. А вот условия оформления транспортной накладной остались прежними ─ необходимо прописывать все цифры и буквы должны быть печатными, паста ручки ─ синего или черного цвета, а помарки и зачеркивания недопустимы.

Что касается необоснованных перегрузов и соответственно штрафов на отдельных участках, то теперь они оснащены цифровым табло. И водитель сможет на месте переместить продукцию «на место». Дело в том, что во время пути груз может сдвинуться и увеличить нагрузку на конкретную ось. Непосредственно пункты проверки на техническую исправность станут проверять каждые 3 месяца.

В договоре рекомендуется прописать специфику груза, особые условия перевозки или хранения, а также добавить тот момент, что пеервозчик берет на себя ответственность за кражу или порчу груза. Это смотивирует того доставить продукцию в изначальном виде без претензий со стороны сотрудников полиции, налоговой и т.д. Кроме того, если с грузом все-таки что-то случиться, перевозчик будет обязан вернуть средства в полном объеме.

Правила Заполнения Транспортной Накладной 2022

Новая форма Транспортной накладной (ТН)
Форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200
«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» (Приложение № 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом), в редакции Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 № 2116.
Начало действия документа: 01.01.2021 (за исключением отдельных положений).
Начало действия последней редакции: 01.03.2022.
Срок действия Правил ограничен: 01.09.2026.

  1. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.
    Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
  2. Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон.
    Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.
    Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).
  3. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.
  4. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
    Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
    При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.
    Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
  5. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
  6. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
  7. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон) и настоящими Правилами.
  8. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
    Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
  9. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (далее — заказ-наряд), составленного по форме согласно приложению N 6 на бумажном носителе или в виде электронного заказа-наряда.
  10. Заказ-наряд на бумажном носителе (электронный заказ-наряд) подается (направляется с использованием информационной системы электронных перевозочных документов) фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд, и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его получения, проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд на бумажном носителе или в информационной системе электронных перевозочных документов.
    При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8 — 10, 12 — 14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
  11. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3 — 7 и 14 заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
  12. Информация об изменении условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда на бумажном носителе или вносится в электронный заказ-наряд.
  13. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются положения, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.
  14. Заказ-наряд на бумажном носителе составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.
  15. Исправление в заказе-наряде должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших заказ-наряд, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
  16. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
  17. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
Интересное:  Не Могу Явится В Налоговую По Месту Прописки

Форма ТН
Порядок \ правила \ инструкция по заполнению формы транспортной накладной
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
(Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200)
II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
Примечание: Положения в части, касающейся указанных в этом пункте электронных перевозочных документов, применяются с 01.01.2022.

Комментарий: Согласно информация Минфина России № ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Новое от 10.09.2020: Минтранс сообщил, что с 1 по 30 октября 2020 года транспортные компании и операторы электронного документооборота примут участие в эксперименте по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) на автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов. В ходе эксперимента будут протестированы механизмы оформления первичных перевозочных документов в электронном виде. Пилотной зоной эксперимента выбраны территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края. Обмен электронными первичными перевозочными документами между участниками транспортно-логистической цепочки и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные, разрешительные и фискальные функции, будет осуществляться в режиме 24/7/365. При этом, учитывая требования российского законодательства, документы в рамках эксперимента будут заполняться как в электронном, так и в бумажном виде.
Замминистра транспорта Алексей Семенов в связи с этим отметил: «Существующий механизм оформления транспортной накладной и путевого листа «на бумаге» требует от всех участников рынка перевозок существенных временных и финансовых затрат. Перевод же их в цифру обеспечит качественно новый уровень документооборота, что для бизнеса означает сокращение затрат, а для государства – прозрачность контроля. Проводимый Минтрансом совместно с ведущими участниками рынка эксперимент призван наглядно доказать работоспособность информационной системы и надежность цифровой платформы».

Наш пример заполнения транспортной накладной позволит заполнить все поля без ошибок. Это необходимо не только для отчетности, но и для работы в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Ошибки в документе могут привести его к аннуляции, а вам придется доказывать свою причастность к ситуации.

Транспортная накладная нового образца – это подтверждающий документ о транспортировке груза. Он составляется на один или несколько грузов, которые будут перевозиться на одном автомобиле. Договор составляется в нескольких экземплярах. Бланк выписывается тем, кто отправляет груз в дорогу. Для каждого получателя оформляется отдельный документ. Качественно заполненный образец заполнения транспортной накладной вы можете посмотреть на нашем ресурсе.

На нашем сайте вы можете увидеть и скачать образец транспортной накладной. Важно заполнять поля без опечаток и ошибок, так как такой документ может быть признан недействительным. Будь осторожны и внимательны при составлении документации. Обязательно проверьте ее перед подписанием.

Важно следовать всем правилам оформления накладной, чтобы избежать накладок. Изучить образец заполнения транспортной накладной (приложение 4) вы можете у нас на сайте. Это позволит вам не совершать грубых ошибок и понимать о чем идет речь в документе. Помните, правильно заполненный бланк является документом государственного образца.

Заполнение транспортной накладной 2022 год

Несмотря на то, что правительство ввело понятия «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость», но передавать данные в Минтранс и ФНС можно будет только с 2022 года. Сейчас по-прежнему передавать документы государственным службам нужно в бумажном виде.

  • дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.
  • об участниках перевозки;
  • о существенных условиях договора перевозки;
  • о поданном под погрузку транспортном средстве и его водителе;
  • о грузе и сопроводительных документах на него;
  • о фактических обстоятельствах предъявления груза к перевозке и погрузки груза в транспортное средство;
  • УКЭП грузоотправителя.
  • Документ подтвердит расходы при наличии заполненных полей с указанием даты, сведений о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике, размере платы за услуги. В соответствующих разделах необходимо корректно указывать должности расшифровывать подписи.
  • Печать не требуется. Достаточно ЭЦП для подтверждения юридической силы.
  • Прочерки разрешены при отсутствии информации. Поля, в которые информация вносится при наличии необходимости, не являются обязательными.

У нас деятельность связана с дистрибуция товаров и согласно наших договорных отношений с доставкой до конечного потребителя: (мелких магазинов, супермаркетов, торговых сетей, АЗС). Для этого у нас есть разные марки авто грузоподъемностью от 4 до 16 тонн. В каждой машине сборный груз: минимум 20 супермаркетов и АЗС в день.

Электронные транспортные накладные с 2022 года: для кого вводятся и как на них перейти

Электронные перевозочные документы будут направляться в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Добровольное подсоединение участников перевозок к ГИС ЭПД должно начаться уже с 1 января 2022 года, а переход на обязательное использование ЭТрН возможен уже с 01.01.2023.

Важно! «КонсультантПлюс» предупреждает
С 2022 года от имени компании электронную подпись можно оформить только в ФНС. Владельцем сертификата ключа проверки будут указывать организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности. Как правило, это гендиректор.
Обычные работники не смогут владеть сертификатом такой подписи. Они будут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации.
Подробнее о новых правилах по УКЭП читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.

Также соглашение об обмене электронными документами потребуется между участниками перевозки: грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. В нем нужно прописать всю схему электронного взаимодействия при выставлении, подписании, проверке ЭТрН, их отправки в ГИС.

  • поправками в Устав автомобильного транспорта (утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ), которые внесены законом от 02.07.2021 № 336-ФЗ;
  • разделом VIII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200), который так и называется «Организация документооборота электронных перевозочных документов».
  • грузоотправитель составил ЭТрН, загрузил ее в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему;
  • по получении груза грузополучатель открывает документ в системе и подтверждает приемку, подписывая ЭТрН своей электронной подписью — грузоотправитель видит, что товар принят.