Резервы По Сомнительным Долгам Отозвана Лицензия 2022

Резерва Нет Как Списать Долги 2022

Далее большую часть работы будет делать финансовый управляющий. Сроки процедуры составляют 8-12 месяцев (с юридической поддержкой обычно меньше), задолженности списывают по завершению судебных заседаний, но требования прекращаются уже с первого заседания суда.

Таким образом, в строке 1240 баланса вы должны показать дебетовое сальдо по соответствующим «краткосрочным» субсчетам счета 58 «Финансовые вложения» за вычетом кредитового сальдо по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» (если такой резерв создавался фирмой).

Исковое производство, претензионная работа по взысканию задолженности, сопровождение действий судебных приставов – все то, с чем сталкиваются должники. Другое препятствие – сильная загруженность приставов. Поиск имущества, другие меры против должника со стороны сотрудников ФССП могут длиться годами. А значит, рассчитывать на упрощенную процедуру, пока активная фаза взыскания не закончиться, он не может.

Вправе ли кредиторы такой организации списать ее долги в состав безнадежных ко взысканию после завершения процедуры ликвидации и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц? Ответ очевиден — да. Суммы безнадежных долгов могут быть учтены в составе внереализационных расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором ликвидация организации была завершена. При этом, если должник был признан арбитражным судом банкротом, а запись о ликвидации в ЕГРЮЛ не внесена, нет основания для признания долгов безнадежными (Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/26).

В бухгалтерском учете резерв ведется в разрезе каждого сомнительного долга. При этом ограничений по величине и срокам законодательством не предусмотрено. Сумма дебиторки является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008), изменение которого фиксируется в бухгалтерских отчетах. Соответственно, и периодичность ее списания определяется исходя из сроков составления отчетности.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й.

И еще. «Сомнительный» резерв используют исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов. За счет него можно списать любую задолженность, признанную безнадежной по п. 2 ст. 266 Кодекса. Если же такого резерва не хватило, ее включают во внереализационные расходы.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете — это специальный резервный фонд, который организация должна создать, если она имеет крупную дебиторскую задолженность, проблемную к взысканию. Ведь передавая товары в долг, любая компания рискует остаться без продукции и без оплаты. В статье расскажем, как правильно создать и отразить в учете резервы по сомнительным долгам. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Резервы По Сомнительным Долгам Отозвана Лицензия 2021

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Учитывать «зависшие» в проблемном банке денежные суммы на счете 51 «Расчетный счет» с использованием отдельного субсчета, по мнению автора, неверно. Ведь данные суммы едва ли можно расценивать как полноценные денежные средства. Более того, отражение данных сумм в бухгалтерском балансе по строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» приведет к искажению финансовой отчетности (ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете [3], п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации [4] ).

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

По состоянию на 31 декабря 2016 года компания провела инвентаризацию дебиторской задолженности. Выявлено, что по одному из клиентов числится долг 3 200 000 руб. со сроком возникновения 55 дней. Бухгалтер сформировал резерв по сомнительным долгам, включив в него 1 600 000 руб. (3 200 000 руб. х 50%). Данная величина была отнесена на расходы в налоговом учете.

Резерв по сомнительным долгам

Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (нало­гового) периода и включаются в состав внереализаци­онных расходов. При этом сумма резерва определяет­ся по результатам инвентаризации дебиторской задол­женности, проведенной в конце предыдущего отчетно­го (налогового) периода.

В резерв могут войти все долги первой группы и 50 процентов каждого долга второй группы. Долги тре­тьей группы в резерв не включаются. Величина резерва не может превышать 10 процентов выручки от реализа­ции товаров, работ, услуг и имущественных прав, полу­ченной за отчетный (налоговый) период (без НДС и на­лога с продаж).

Сумма резерва по сомнительным долгам, не пол­ностью использованная организацией в отчетном пе­риоде может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма резерва, вновь создаваемого по результатам инвентаризации, должна быть скорректирована на сумму остатка резерва пре­дыдущего периода.

Резерв по сомнительным долгам можно использо­вать только на покрытие убытков от безнадежных дол­гов. А таковыми признаются те долги перед организа­цией, по которым истек срок исковой давности, или ко­торые невозможно взыскать (например, в случае лик­видации организации-должника).

Остаток старого резерва может быть как больше, так и меньше вновь создаваемого резерва. В первом случае разница между ними включается в состав вне­реализационных доходов (по итогам I квартала, полуго­дия, 9 месяцев или года), а во втором — в состав внере­ализационных расходов (равномерно в течение I квар­тала, полугодия, 9 месяцев или года). Однако та часть нового резерва, которая равна остатку старого резер­ва, не может быть отнесена на внереализационные расходы.

Списание резерва по сомнительным долгам — проводки

В условиях современной рыночной экономики, когда многие контрагенты то и дело «прогорают», перед предприятиями встает вопрос о невозможности получить оплату от дебитора. В итоге на балансе компании возникает задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнения.

ВАЖНО! Компании не смогут отнести в резерв по сомнительным долгам сумму вклада или оставшиеся денежные средства на расчетном счете банка с отозванной лицензией (письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03-03-06/2/9007). Авансы, перечисленные поставщикам, включать в резерв также не следует (письмо Минфина от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

03.04.2021 ООО «Альфа» заключило договор на поставку ТМЦ ООО «Омега» на сумму 358 433 руб. (в т. ч. НДС 54 676,22 руб.). Договором предусмотрены следующие сроки оплаты: 06.04.2021 — предоплата в размере 10%35 843,30 руб.; 20.04.2015 — окончательный расчет. Товар ООО «Альфа» был доставлен 08.04.2021. По факту ООО «Омега» выполнило лишь первую часть договора в части оплаты, то есть 06.04.2021 оплатила 10-процентный аванс. Остаток перечислен не был.

В бухгалтерском учете резерв ведется в разрезе каждого сомнительного долга. При этом ограничений по величине и срокам законодательством не предусмотрено. Сумма дебиторки является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008), изменение которого фиксируется в бухгалтерских отчетах. Соответственно, и периодичность ее списания определяется исходя из сроков составления отчетности.

  • 30.06.2021 — Дт 91 Кт 63 — 161 294,85 руб. — 50% остатка долга отнесены в резерв;
  • Дт 007 — 161 294,85 руб.;
  • 30.09.2021 — Дт 91 Кт 63 — 161 294,85 руб. — оставшиеся 50% отнесены в резерв;
  • Дт 007 — 161 294,85 руб.;
  • 30.12.2021 — Дт 63 Кт 62 — 322 589,70 — списание просроченной задолженности за счет резерва.

Резервы По Сомнительным Долгам Отозвана Лицензия 2022

В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся, соответственно, на счет средств резерва сомнительных долгов (далее – Резерв) либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 Положения № 34н, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Таким образом, создание Резерва, как и списание дебиторской задолженности, производится на основании данных проведенной инвентаризации, периодичность и дата проведения которой устанавливаются приказом по учетной политике организации (но не реже чем один раз в год). То есть на основании результатов инвентаризации дебиторской задолженности следует создавать либо корректировать Резерв, а также списывать дебиторскую задолженность, нереальную к взысканию.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬСписание дебиторской задолженности в бухгалтерском учете производится на основании:

  • акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в частности, данный акт свидетельствует о том, что на момент списания дебиторская задолженность не погашена) (акт может быть разработан на основе формы № ИНВ-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88);
  • письменного обоснования списания дебиторской задолженности;
  • приказа (распоряжения) руководителя организации о списании дебиторской задолженности как безнадежной;
  • выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации банка-должника.

Величина Резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания Резерва, Резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

По мнению Минфина России, при определении нереальности задолженности к взысканию в бухгалтерском учете следует руководствоваться положениями ГК РФ (письмо Минфина России от 29.01.2008 № 07-05-06/18). Так, например, задолженность может быть признана нереальной к взысканию вследствие ликвидации организации (ст. 419 ГК РФ).

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ ).

  • для создания резервов в бухгалтерском учете установить флажок Формируются резервы по сомнительным долгам в форме «Учетная политика» (рис. 1);
  • для создания резервов в налоговом учете установить флажок Формировать резервы по сомнительным долгам в форме «Налоги и отчеты» (рис. 2);
  • установить сроки расчетов с покупателями, по истечении которых задолженность для расчета резервов будет признаваться сомнительной (в справочнике «Договоры» – для конкретного договора с покупателем (рис. 3) и/или в форме «Параметры учета» – для всех договоров с покупателями (рис. 4); приоритет имеет настройка в справочнике «Договоры»).
Интересное:  Сколько времени можно не платить кредит банку законно

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Резерв по сомнительным долгам

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

  1. резерв создается по расчетам со сторонними организациями, только под задолженность покупателей;
  2. создается резерв по дебеторской задолженности, отраженной в инвентаризации;
  3. величина резерва зависит от каждого долга, финансового состояния должника, вероятности погашения. После создания резерва необходимо отслеживать движение долгов, по которым такой резерв создавался.

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

  • Дт 90.03 – Кт 68.02 – 108 000 – начисление НДС
  • Дт 90.02 – Кт 41.01 – 450 000 – отражение себестоимости реализованных товаров
  • Дт 51 – Кт 62.01 – 271 400 – оплата части задолженности
  • Дт 91.02 – Кт 63 – 218 300 – начисление резерва по задолженности признанной сомнительной.
  • Дт 51 – КТ 62.01 – 150 000 – поступление частичной оплаты, в счет долга
  • Дт 63 – Дт 91.01 – 150 000 – восстановление резерва.

    Сомнительным долгом считают дебиторскую задолженность покупателей, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена какими-либо гарантиями (например, залогом, задатком, поручительством). Причем если у компании есть уверенность, что задолженность будет погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты, то такой долг как сомнительный можно не рассматривать (1).

    Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». По окончании отчетного года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается в балансе в оценке нетто, т.е.

    31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства: а) нарушение должником сроков исполнения обязательства; б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т. п.); в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

    Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете можно не создавать только в том случае, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г.

    • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
    • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

    Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Суммы отчислений в данный резерв включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, тем самым уменьшая налогооблагаемую прибыль.

    Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется раздельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки погашения долга полностью или частично. Резерв сомнительных долгов может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или в связи с ликвидацией организации.

    Создание Резерва По Сомнительным Долгам 2020

    Тогда как сомнительной является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). В формировании резерва участвует именно сомнительная задолженность.

    1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
    2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
    3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

    Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

    В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%.
    Контрагент-покупатель может перечислить вам неуплаченные суммы. В этом случае разница между резервом на предыдущую и на текущую отчетную дату учитывается как внереализационный доход.

    1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
    2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
    3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

    Резерв сомнительных долгов по остаткам средств в проблемном банке

    В налоговом учете создание резерва сомнительных долгов является правом, а не обязанностью компании. При этом сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные до­гово­ром, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 и 3 ст. 266 НК РФ).

    С момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии (ст. 20 Закона № 395-1). Следовательно, задолженность банка по возврату денежных средств, отраженная на счете 76, является сомнительной, и компания обязана создать под эту задолженность резерв сомнительных долгов.

    В бухгалтерском учете организация обязана создавать резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, признанной сомнительной. При этом сомнительной считается любая задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).

    После отзыва лицензии кредитная организация должна быть ликвидирована. Для этого Банк России в течение 15 рабочих дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (ст. 23.1 Закона № 395-1). Если же ко дню отзыва лицензии у банка имеются признаки несостоятельности (банкротства), Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве лицензии в «Вестнике Банка России» (ст. 23.1 Закона № 395-1, п. 4 ст. 189.61 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве).

    Минфин России в письмах от 16.04.2019 № 07‑01‑10/27128 и от 20.02.2018 № 03‑03‑07/10542 указал, что при отражении в учете средств на счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия, следует руководствоваться Рекомендациями аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 г., приведенными в приложении к письму Минфина России от 06.02.2015 № 07‑04‑06/5027. В этих Рекомендациях сказано, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на ведение банковских операций и до момента подачи компанией заявления на закрытие расчетного счета и возврат средств указанные суммы учитываются в бухгалтерском учете на счете 55 «Специальные счета в банках». После подачи заявления эти средства отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

    В целом, определено 6 кредитных организаций, которые прекратят свое существование в грядущем 2021 году. Пять – пройдут процедуру реорганизации в форме присоединения. То есть будут поглощены своими главными акционерами, которыми так же являются банки. Одна – просто прекратит свое существование по собственной инициативе. Стоит отметить, что она уже подала соответствующее заявление регулятору.

    На фоне всех структур выделяется новоиспеченный участник. Тинькофф Банк является полностью дистанционной кредитной организацией. То есть не располагает собственными отделениями. Вся взаимосвязь с клиентами выполняется онлайн или через курьеров. За счет чего услугами этого финансового института могут воспользоваться жители почти любого региона России. Невзирая на то, что у него есть всего три офиса.

    — Согласно расчётам аналитиков агентства, инфляция в России в 2021 году может оказаться выше официальных прогнозов настолько, что ключевая ставка ЦБ вырастет с 4,25% до 5,5%. Тогда вместо выбывающих 1,4–1,6 триллиона рублей банки заработают дополнительные 0,7–0,8 триллиона рублей к концу 2022 года. Что касается клиентов банков, то рост ставок безусловно порадует тех, кто уже устал от низких процентов по вкладам, и станет неприятным сюрпризом для желающих взять кредит, — пояснил Антон Гринштейн.

    Интересное:  Пермский Край Компенсации За Жкх Инвалидам 2 Группы И Пенсионерам С Большим Трудовым Стажем

    Центробанк как мегарегулятор имеет гораздо больше рычагов влияния и инструментов прогнозирования, чем мы привыкли думать. На примере организаций, составляющих рейтинговые оценки уже можно догадаться о проблемах банка или об отношения ЦБ РФ к нему. Просто так лицензии не лишают, этому предшествуют четкие события: плохая отчетность кредитных организаций, «дыры» в балансе, бегство директоров с капиталами зарубеж, трудности в получении налички и т.д. Поэтому при оценке возможного банкротства банка, оцените вероятность отзыва лицензии по указанным выше пунктам.

    • В 2021 году 35 кредитных организаций, или 9,3% действующих на 1 октября банков могут столкнуться с дефолтом и отзывом лицензии. Это произойдет в результате ухудшения качества портфелей банков и нарастания проблем в связи с пандемией коронавируса.
    • Аналитики «Эксперт РА» пишут, что за последний год 26% российских банков были убыточными. А в январе-сентябре капитал снизился у 36% банков. При этом россияне пошли забирать свои деньги из-за снижения процентов по вкладам. Это привело к потере 50% остатков на депозитах граждан и 36% – на счетах бизнеса.
    • По словам аналитиков, рентабельность банков снижается, падает активность клиентов, доходы от процентов и комиссий – тоже. Большим вызовом для банков стало снижение ключевой ставки Центробанка до 4,25%. Многие еще не адаптировались к низкой ставке и не оптимизировали свои расходы. Поэтому у 45-50% банков во второй половине 2021 года будут большие убытки.
    • Пока отдельные банки показывают убыток в 37 млрд руб. за девять месяцев, при том что в целом банковский сектор демонстрирует прибыль в размере 1,38 трлн руб. Но, как отмечал ЦБ, 90% прибыли формируется за счет нескольких крупных госбанков, названия которых все знают. Остальные балансируют на грани прибыльности.
    • Однако судьба большинства банков – в руках Центробанка. Если ведомство Эльвиры Набиуллиной продлит карантинные послабления для кредитных организаций и разрешит менее строго относиться к резервам по проблемным кредитам, то банки получат шанс выжить. Если же ЦБ займет строгую позицию, мы увидим череду отзыва лицензий.
    • В условиях пандемии ЦБ отложил проверку банков и возобновил ее только с 1 июля. В третьем квартале этого года лицензий лишились три банковских организации, а в октябре и ноябре – пять. По мнению аналитиков, это перенесло часть ожидавшихся дефолтов на 2021 год. В то же время некоторые владельцы банков сами аннулируют лицензии и занимаются ликвидацией собственных организаций. Впрочем, делают они это не из-за пандемии – она стала всего лишь катализатором для обострения хронических проблем – плохих кредитов и неадекватного уровня резервов.

    Для целей налога на прибыль установлена предельная величина резерва по сомнительным долгам, которая может быть включена в состав внереализационных расходов. По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности, но не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС (подп. 3.48 п. 3 ст. 175 НК). В данном случае 50% от суммы задолженности составляет 12000 руб. (24000 руб. x 50 / 100), но в состав внереализационных расходов можно включить резерв по сомнительным долгам в сумме 6000 руб. (120000 руб. x 5 / 100).

    В состав внереализационных расходов включаются резервы по сомнительным долгам, возникшим в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов (подп. 3.48. п. 3 ст. 175 НК). Формирование резервов по сомнительным долгам в отношении операций по приобретению товаров (работ, услуг) НК не предусмотрено.

    Составлять акты сверки расчетов необязательно, т.к. это не предусмотрено НК. Результаты инвентаризации дебиторской задолженности в налоговом учете могут быть оформлены инвентаризационной описью или иным документом, подписанным руководителем и лицом, ответственным за ведение бухгалтерского и налогового учетов, на основании данных бухучета. Организации самостоятельно разрабатывают порядок ведения учета резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (п. 2 ст. 175 НК, письмо МНС от 29.08.2019 N 2-2-10/01952).

    В бухучете резерв по сомнительным долгам создают на конец отчетного периода, т.е. ежемесячно, ежеквартально либо раз в год. Периодичность и порядок его создания определяют в учетной политике (ч. 2. п. 2, ч. 1 п. 43 Инструкции N 102).
    В случае выявления сомнительной задолженности в результате инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, резерв создают на конец года (ч. 2 п. 43 Инструкции N 102, абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона N 57-З).

    При формировании резерва по сомнительным долгам в бухучете проведение инвентаризации, оформление результатов инвентаризации и отражение их в бухучете осуществляются в порядке, установленном Инструкцией N 180. При инвентаризации расчетов с дебиторами составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции N 180).

    Для расчёта процента берётся выручка без учёта НДС. Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей. Резерв по сомнительным долгам, формируемый организацией, способствует снижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, согласно действующему законодательству.

    В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

    В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

    Учёт резервов по сомнительным долгам Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведённой инвентаризации дебиторской задолженности. Решение о создании резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учётной политике для целей бухгалтерского учёта и для целей налогообложения.

    В случае больших сумм безнадёжных долгов, организация имеет возможность значительно снизить налоговую базу по налогу на прибыль. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

    Важно отметить, что все случаи – это аннулирование лицензии. Хоть при реорганизации, хоть при закрытии рассматриваемого банка. Клиентам этих структур стоит понимать, что никакой катастрофы не происходит. Просто они, если будут располагать таким желанием, продолжат обслуживаться у поглотившего их банк игрока рынка. При закрытии кредитной организации через аннулирование лицензии она заблаговременно исполняет все свои обязательства. То есть клиентам по указанным фактам переживать не стоит – все эти случаи не являются крайней мерой ЦБ РФ в виде отзыва лицензии.

    • Банки России
    • Список ликвидированных банков
    • Список санируемых банков в России
    • Список небанковских кредитных организаций (НКО) Российской Федерации
    • Список банков, допустивших реструктуризацию своих обязательств
    • Список банков в России 2021
    • Список банков в России 2020
    • Список банков в России 2019
    • Список банков в России 2018
    • Список банков в России 2017
    • Список банков в России 2016
    • Список банков в России 2015
    • Список банков в России 2014
    • Список банков в России 2013
    • Список банков в России 2012
    • Список банков в России 2011
    • Список банков в России 2010
    • Список государственных банков России 2021
    • Список банков с иностранным капиталом
    • Крупнейшие банки
    • Список частных банки России
    • Список банков, у которых отозвали лицензию
    • Отозванные лицензии банков в 2021 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2020 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2019 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2018 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2017 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2016 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2015 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2014 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2013 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2012 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2011 году список
    • Отозванные лицензии банков в 2010 году список

    — Согласно расчётам аналитиков агентства, инфляция в России в 2021 году может оказаться выше официальных прогнозов настолько, что ключевая ставка ЦБ вырастет с 4,25% до 5,5%. Тогда вместо выбывающих 1,4–1,6 триллиона рублей банки заработают дополнительные 0,7–0,8 триллиона рублей к концу 2022 года. Что касается клиентов банков, то рост ставок безусловно порадует тех, кто уже устал от низких процентов по вкладам, и станет неприятным сюрпризом для желающих взять кредит, — пояснил Антон Гринштейн.

    За все время определения системообразующих финансовых институтов, то есть с 2015 года, добавилось три структуры. Соответственно, изначально их было десять. Спустя два года – в 2017 соответствующий статус получил МКБ. Еще через три – Совкомбанк. Таким образом системно значимые банки 2022 года достигли списка из 13 пунктов. До осени меняться он не будет.

    Можно с полной уверенностью сказать, что в Российской Федерации от закрытия полностью защищены 12 кредитных организаций. Стоит отметить, что они являются системно значимыми для банковского рынка и считаются крупными кредитными структурами, которые ежегодно определяются Центральным Банком. К этим банкам предъявляются высокие требования, и уделяется особая заинтересованность со стороны регулятора рынка.

    Резервы по сомнительным долгам

    В бухгалтерском учёте сомнительным долгом признаётся любая дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена гарантиями. В налоговом учёте это любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная залогом, поручительством, банковской гарантией.
    Безнадёжный долг — это новая форма сомнительного долга, в которую перетекает последний ввиду истечения срока исковой давности. Сомнительный долг может стать безнадёжным и раньше, если на основании акта государственного органа или по причине ликвидации дебитора он будет признан невозможным к взысканию.
    П. 2 ст. 266 НК РФ установлены четыре основания, по которым долги признаются безнадёжными: по истечении срока исковой давности; вследствие прекращения обязательства; в соответствии с гражданским законодательством из-за невозможности его исполнения; на основании акта государственного органа и в связи с ликвидацией организации.
    Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании пп. 4 п. 1 ст. 46 Закона № 229-ФЗ, признаётся безнадежной для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 266 НК РФ).
    В состав безнадёжных долгов помимо основной суммы задолженности могут быть включены штрафы, пени или иные санкции за нарушение обязательств, если они признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда и ранее были учтены в составе внереализационных доходов (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.04.2008 г. № 20-12/034110).

    Срок, в течение которого налогоплательщик обязан списать дебиторскую задолженность, и основания это делать в период истечения срока исковой давности, в законодательстве о налогах и сборах не установлен.
    Зачастую встаёт вопрос, вправе ли налогоплательщик в целях исчисления налога на прибыль списать и отнести на внереализационные расходы суммы безнадёжных долгов не в том налоговом периоде, когда истёк срок исковой давности или организации-дебиторы были ликвидированы, а в более поздних периодах?
    В силу п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истёк, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации и относятся на счёт средств резерва сомнительных долгов или на финансовые результаты у коммерческой организации, если суммы этих долгов не резервировались.
    Исходя из позиции Минфина и налоговиков, списание в состав внереализационных расходов безнадёжных долгов, признаваемых таковыми согласно ст. 266 НК РФ, производится в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они признаны безнадёжными, в частности когда истёк срок исковой давности или организация-должник ликвидирована (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.08.2006 г. № 20-12/74624, Письмо Минфина России от 20.06.2005 г. № 03-03-04/1/9). Правомерность же списания задолженности в более поздние периоды придётся доказывать в суде.

    Интересное:  Сколько Вопросов На Экзамене В Гаи 2022

    В бухгалтерском учёте сумма резерва по сомнительным долгам определяется отдельно по каждому такому долгу в зависимости от платёжеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично, в размере, предусмотренном учётной политикой.
    Создавать резерв в бухгалтерском и налоговом учёте могут лишь организации, которые учитывают выручку от реализации по методу начисления.
    Корректировка стоимости обязательства, а, следовательно, и резерва, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчётности.
    Для формирования резерва необходимо провести инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на последнее число отчётного (налогового) периода и оформить её результат актом по форме № ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88).
    Минфин России в Письме от 26.07.2006 г. № 03-03-04/1/612 отметил, что не образуется резерв на суммы дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности, поскольку в целях налогообложения они признаются безнадёжными долгами на основании п. 3 ст. 266 НК РФ.
    При создании резерва можно использовать принцип существенности, т.е. включать в него (при наличии достаточных оснований) только те долги, размер которых составляет не менее 5 процентов от общей суммы задолженности. Это положение необходимо закрепить в учётной политике организации.
    В целях налогового учёта (п. 3 ст. 266 НК РФ) из всей суммы дебиторской задолженности выделяются сомнительные долги. Они делятся на группы и включаются в состав резерва в зависимости от срока возникновения задолженности:
    — более чем 90 дней — полностью включается в сумму резерва;
    — 45 — 90 дней (включительно) включаются в размере 50% суммы задолженности;
    — менее чем за 45 дней до инвентаризации — в резерв не включается.
    При этом сумма создаваемого «налогового» резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчётного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Определённая таким образом сумма отчислений учитывается в составе внереализационных расходов на последнее число отчётного (налогового) периода. Наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчёт резерва необязательно (Письмо Минфина России от 26.07.2006 г. № 03-03-04/1/612).
    Стоит отметить, что срок 90 или 45 дней, определённый п. 4 ст. 266 НК РФ, отсчитывается не с даты возникновения задолженности, а с момента, когда она стала сомнительной, т.е. истёк срок погашения по договору (п. 1 ст. 266 НК РФ, п. 70 Положения по учёту).
    Однако бывают ситуации, когда в договорах вовсе не указан срок исполнения обязательств. Налоговые органы считают, что в таком случае задолженность вообще не может быть включена в состав резервируемой.
    Следует отметить, что не формируют резерв по сомнительным долгам продавцы товаров в кредит или в рассрочку, поскольку ст. 488, 489 ГК РФ они признаются находящимися в залоге у продавца.
    Налогоплательщик не вправе учитывать в сумме резерва задолженность по уступке права требования и по договору займа (Письмо Минфина России от 12.05.2009 г. № 03-03-06/1/318).
    Важно отметить, что если с одним и тем же контрагентом есть дебиторская и кредиторская задолженность, то налогоплательщик, по мнению Минфина РФ, должен произвести взаимозачёт спорных сумм и включить в резерв по сомнительным долгам только сумму превышения дебиторской задолженностью кредиторской (Письмо от 06.08.2010 г. № 03-03-06/1/528).

    Если компания решила создать резерв по сомнительным долгам, то она должна формировать его в налоговом учёте ежеквартально (п. 3 ст. 266, п. 2 ст. 285 НК РФ).
    Что касается бухгалтерского учёта, то в п. 70 Приказа № 34н указано лишь, что организация может создавать резервы сомнительных долгов. Прямого указания, на какую дату должен создаваться резерв в бухгалтерском учёте, законодательство РФ не содержит. Согласно п. 6 ПБУ 21/2008 в пояснительной записке к бухгалтерской отчётности за текущий год должна быть раскрыта информация о созданном резерве.
    В налоговом учёте не использованный на конец отчётного периода остаток резерва может быть перенесён на следующий отчётный период с учётом правил:
    — неиспользованный остаток меньше суммы создаваемого в следующем отчётном периоде резерва — разница между остатком и суммой создаваемого резерва включается в состав внереализационных расходов;
    — неиспользованный остаток больше суммы создаваемого в следующем отчётном периоде резерва — разница между остатком и суммой вновь создаваемого резерва включается в состав внереализационных доходов.
    В бухгалтерском учёте неиспользованный остаток не переносится на следующий год.
    И при создании резерва по сомнительным долгам, и при списании безнадёжных долгов, не покрытых за счёт резерва, можно учесть сумму сомнительной или безнадёжной дебиторской задолженности покупателей с учётом НДС (Письмо Минфина России от 03.08.2010 г. № 03-03-06/1/517).
    Списывая дебиторскую задолженность за счёт резерва, нужно обращать внимание на обоснованность этих действий. Если суммы списанной задолженности по каким-либо причинам нельзя признать в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (хотя в момент образования резерва данный факт известен не был), сумму ранее созданного резерва во избежание разногласий с налоговыми органами следует восстановить в целях налогообложения прибыли и включить в состав налоговых внереализационных доходов. В целях бухгалтерского учёта внереализационные доходы в данном случае формироваться не будут. В учёте возникнет постоянная разница с формированием постоянного налогового обязательства, что отражается записью: Дебет 99 Кредит 68.
    Списать задолженность за счёт резерва в бухгалтерском учёте возможно, только когда резерв был создан именно по задолженности конкретного контрагента. Если же такой резерв не формировался, соответствующая задолженность списывается непосредственно на убытки.
    В налоговом учёте согласно п. 5 ст. 266 НК РФ до недавнего времени законодатели и представители фискальных органов считали, что за счёт резерва надо списывать любую задолженность, которая признана безнадёжной, даже если она не участвовала в формировании резерва. И только сумму превышения безнадёжных долгов над размером резерва налогоплательщик может включить во внереализационные расходы (Письмо Минфина России от 14.02.2005 г. № 03-03-01-04/2/24).
    Те, кто не был согласен с подобным методом учёта безнадежных долгов, учитывали их как внереализационные расходы. Правда, свою правоту им приходилось отстаивать в суде.

    Ситуация изменилась недавно благодаря Письму Минфина России от 05.03.2010 г. № 03-03-06/1/117. Теперь чиновники считают, что, если в отношении конкретного обязательства контрагента не создавался резерв по сомнительным долгам, то сумма безнадёжного долга учитывается непосредственно в составе внереализационных расходов при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль. Таким образом, у компании в отчётном периоде могут возникнуть внереализационные расходы в виде отчислений на формирование резерва по сомнительным долгам, убытки, приравненные к внереализационным расходам, в виде сумм безнадежных долгов, не покрытых за счёт средств резерва, а также в виде сумм безнадёжных долгов, в отношении которых такой резерв не создавался.
    В целях налогового учёта в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчётном периоде, может быть перенесена на следующий отчётный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчётного (налогового) периода.
    В бухгалтерском учёте неизрасходованные суммы присоединяются при составлении баланса на конец отчётного года к финансовым результатам».

    Резерв по сомнительным долгам

    Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Данное положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.

    При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков -от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

    Данным пунктом ПБУ 1/2008 сформулирован принцип осмотрительности (при формировании учетной политики организации), который запрещает создание скрытых резервов. Это значит, что при создании резерва должна быть реальная вероятность неоплаты задолженности, неполной ее оплаты или оплаты со значительным отклонением от установленных сроков (за пределами того календарного года, на который создается резерв). Если же на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, то есть не рассматривать его как сомнительный долг (Письмо Минфина Российской Федерации от 12 января 2006 года N 07-05-06/2 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год»).

    Если заемщик не исполняет свои обязательства по кредитному договору в установленные им сроки в части погашения задолженности в виде процентов и ссуда при этом обеспечена или недостаточно обеспечена, и отсутствуют какие-либо специальные оговорки относительно обеспечения задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов, то у банка возникающие просроченные проценты будут являться либо соответственно обеспеченной задолженностью, либо недостаточно обеспеченной задолженностью, и не будут соответствовать определению сомнительного долга, под который можно создать резерв (Письмо Минфина Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 03-03-04/2/264).

    В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ для целей налогообложения прибыли резерв по сомнительным долгам, сформированный присоединяемым обществом, подлежит включению в резерв по сомнительным долгам реорганизуемого в форме присоединения общества. При этом суммы, включаемые в резерв по сомнительным долгам реорганизуемого общества, не подлежат повторному включению в состав расходов данного налогоплательщика (Письмо Минфина Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 03-03-06/1/625).

    3) при расчете налога на прибыль по итогам каждого отчетного и налогового периода размер включенного в состав внеррасходов резерва по сомнительным долгам должен соответствовать предельному размеру выручки, а именно 5 процентам выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС, исчисленной нарастающим итогам с начала года. То есть, если в 1-м квартале сумма резерва составила 3 процента от выручки, то с учетом возможности за полугодие создать резерв в размере 5 процентов от выручки, сумма резерва за второй квартал может превысить 5 процентов от суммы выручки за 2-й квартал;

    1) при налогообложении прибыли нельзя учитывать резервы по сомнительным долгам, созданные по дебиторской задолженности, возникшей в связи с приобретением товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, например, в связи с перечислением денежных средств в качестве предоплаты за приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права, нематериальные активы. В данном случае предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) не является услугой;

    6) инвентаризация дебиторской задолженности для целей создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (далее – инвентаризация) может проводиться в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, или в ином порядке;

    2) при налогообложении прибыли нельзя учитывать резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной на последнее число квартала инвентаризации дебиторской задолженности, возникшей в связи осуществлением деятельности, которая в соответствии с нормами Налогового кодекса не является работой, услугой, либо не связана с реализацией товаров;

    10) в случае поступления оплаты от должника в счет погашения дебиторской задолженности, по которой ранее были сформированы и учтены при налогообложении прибыли, а также при переносе сроков оплаты, в результате чего задолженность перестает быть сомнительной, резервы по сомнительным долгам, суммы такой оплаты подлежат включению в состав внереализационных доходов.