Штраф За Непроведение Спецоценки Условий Труда В 2022 Году

Как организацию накажут за отсутствие СОУТ

31.12.2018 закончился период проведения спецоценки условий труда в России, установленный ФЗ-426. В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с 01.01.2019 Роструд начал штрафовать работодателей за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ). Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России. Опубликованные министерством разъяснения должны помочь организациям малого бизнеса и ИП в вопросах проведения спецоценки. Рассмотрим подробнее, что советует Минтруд работодателям, чтобы не получить штрафы за отсутствие СОУТ.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ . Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

А тем, кто совсем не прошел спецоценку, скорее всего придется платить по максимуму. Кроме штрафа, инспектор оформит предписание — пройти спецоценку за 30 дней. По моему опыту, этого времени не хватает, а значит, может быть еще один штраф, за невыполнение предписания — от 100 000 до 200 000 рублей.

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

В середине января на сайте Роструда появилась информация о том, что «планируется реализация механизма предупреждения для данных нарушений». В переводе это значит: работодателю будут отправлять предупреждение, а лишь потом штрафовать. Некоторые решили, что штрафов не будет, и можно не торопиться. Это не так.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.\n\n\n\nПо общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
Все организации и предприниматели обязаны проводить специальную оценку условий труда. В соответствии с новыми правилами (см. Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ) спецоценку на рабочих местах без вредных факторов можно проводить один раз.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Штрафы за непроведение соут в 2022 году

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится (Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041), потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.

Обратите внимание! В целях применения ст. 143 УК РФ под должностными лицами понимают руководителей, их заместителей, главных специалистов, руководителей структурных подразделений, специалистов службы охраны труда и прочих лиц, в чьи должностные обязанности входит обеспечение охраны труда работников (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2022 № 41).

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2022 по делу № 7-0276/2022).

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Интересное:  Если платить по 100 рублей по исполнительному листу

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

СОУТ проводят специализированные фирмы, а не работодатель. Он лишь обращается в подходящую аккредитованную компанию, которая проверит помещения и выдаст заключение. На основании отчета эксперта работодатель заполняет декларацию и подает в трудовую инспекцию.

Поправки повлекут изменения в порядке предоставления декларации. Однако они не существенные, а лишь технические — актуализируют текст документа, исключат ссылки на сроки действия декларации. С 1 марта 2022 года будет применяться уже новая форма, а правила предоставления декларации по СОУТ будут регулироваться новым Приказом Минтруда № 406н от 17.06.2021. До вступления в силу новой формы, работодателю следует применять форму, утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Порядок спецоценки регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ему проводить СОУТ обязан любой работодатель, у которого работники трудятся на рабочих местах — в цехе, на складе, в офисе, на кухне и т. д. Условия труда удаленных работников оценивать не нужно.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — оценка рабочих мест на вредные производственные факторы и соответствие показателей установленным нормативам. По результатам такой оценки определяется класс (подкласс) условий труда, на основе которого считаются взносы, закупается спецоборудование, средства индивидуальной защиты и т. д. Чем безопаснее будут условия труда, тем меньше придется доплачивать в бюджет.

Сроки предоставления декларации тоже изменятся. Сейчас мы подаем декларацию в течение 30 дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки, а с 1 марта 2022 года этот срок составит также 30 рабочих дней, но уже со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки в информационную систему.

По результатам проверки составляется пакет отчётных документов в установленной форме. На основании сделанных отчётов заполняется бланк декларации, которую нужно регистрировать в региональном отделении ФС труда. Если не возникает необходимости повторно начинать мероприятие во внеплановом порядке, действует документ пять лет. Подробнее о том, что такое СОУТ, описано у нас на сайте.

Угроза получить серьёзный штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2020 году – неприятная неожиданность, которая возникнет перед предпринимателями. Законодательные изменения, регламентирующие процедуру проверки и сдачу отчётности о результатах в контролирующие органы, принимались 5 лет назад. В конце декабря в прошлом году истёк срок, который был отведён государством для приведения документации в соответствие новым правилам. Под штрафы за СОУТ после 1 января 2020 года попадают работодатели, не успевшие внести в реестр деклараций данные спецоценки.

  • загрязнения воздуха химическими веществами, присутствующими в виде испарений и пылевых частиц;
  • уровень шума и вибраций;
  • степень электромагнитного излучения во всем спектре;
  • радиационная безопасность;
  • риски получить травму на производстве, при взаимодействии с опасным оборудованием (высокое напряжение, подвижные механические части, наличие вредных химикатов и радиоактивных компонентов в производственном процессе);
  • нагрузки на организм (зрение, слух, опорно-двигательная система, обоняние, присутствие аллергенов).

Тюремный срок бизнесменам и ответственным лицам назначается после гибели наёмных сотрудников. Это произойдет, если в реестре деклараций Минтруда будет отсутствовать отчётность о проведении проверки условий на местах исполнения трудовых обязанностей. До 4 лет лишения свободы получит предприниматель, если погибнет 1 человек, и до пяти лет, если погибнет большее число людей. В случае производственной травмы, повлёкшей тяжёлые последствия для здоровья, владельцу бизнеса грозят штрафные санкции до 400 тыс. рублей, или год пребывания в исправительной колонии.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году грозят даже тем предпринимателям, которым раньше никогда не приходилось проводить аттестационную процедуру. Возможностью законного проведения оценочных мероприятий обладают организации, обладающие аккредитацией в Минтруде. Исследованию подвергаются следующие моменты и обстоятельства:

Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 7-0276/2018).

Как будут выявляться организации, пренебрегающие требованиями в области охраны труда? Вся информация о проведении СОУТ в обязательном порядке заносится в Государственную систему учета результатов спецоценки (ФГИС СОУТ). При простом сравнении двух баз — ФГИС СОУТ и Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — нарушителей выявят в автоматическом режиме.

Такой подход повысил значимость СОУТ и ответственность за ее непроведение. Штрафы за отсутствие спецоценки условий труда и санкции за нарушение порядка проведения СОУТ — единый комплекс мероприятий, направленный на обеспечение права граждан на безопасный труд.

Важно! Если работники трудятся в опасных или вредных условиях, работодатель заплатит дополнительный страховой взнос (размеры см. в ч. 3 ст. 428 Налогового кодекса РФ)., т.к. законом «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ внесены изменения в тарифы пенсионных отчислений .

Обратите внимание! В целях применения ст. 143 УК РФ под должностными лицами понимают руководителей, их заместителей, главных специалистов, руководителей структурных подразделений, специалистов службы охраны труда и прочих лиц, в чьи должностные обязанности входит обеспечение охраны труда работников (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2018 № 41).

С 1 января 2021 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.

В 2019 году штрафы за непроведение СОУТ не увеличились. Действующее законодательство (КоАП) осталось прежним. Окончился переходный, подготовительный период. С выхода в свет закона, требующего от работодателей инспектирования трудовых объектов на их предприятиях, прошло пять лет. Ответственные работники из Минтруда объяснили, что до января 2019 года было дано время на подготовку.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс.

Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Интересное:  Какая Доплата Будет Ветеранам Труда В 2021г В Подмосковье

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2019, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.

  1. разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовка статистической отчетности об условиях труда;
  11. решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрение и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценка уровней профессиональных рисков;
  16. иные цели, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).

«Подход к безопасности на рабочих местах можно условно разделить на проактивный и реактивный. Сейчас наиболее распространен подход, когда мероприятия проводятся уже после того, как что-то произошло (несчастный случай). Такие мероприятия, как оценка рисков и учет с последующим анализом микротравм, направлены на предотвращение – их введение поможет сформировать культуру безопасности.

«По сути оценка профессиональных рисков и на данный момент обязательная процедура. Каждый работодатель понимает: в компании должна быть эффективная система управления охраной труда (СУОТ). Но у нас на практике часто происходит так: в законе нет прямого указания на обязательность этих мероприятий – значит выполнять мы их не будем. Теперь необходимость проведения оценки рисков документально зафиксирована.

Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.

  1. сведения об оцениваемой организации;
  2. карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  3. протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  4. перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП. Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него штрафов, пояснял Минтруд.

В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д. По результатам специальной оценки условий труда составляется декларация на специальном бланке, который разработан и утвержден Приказом Министерства труда РФ № 80 от 07.02.2014. В декларацию вносятся следующие сведения и реквизиты:

Кроме того, рабочие места, на которых отсутствуют вредные для здоровья человека факторы или их значения не превышают установленных государством норм, оценивают один раз, а в дальнейшем декларируют наличие таких видов работ, без проведения повторных исследований условий труда.

Работодатель после проведения СОУТ, составляет декларацию и направляет ее в Государственную инспекцию труда. В ГИТ СОУТ и ее результаты учитываются в специальном реестре организаций. Подача декларации СОУТ в ГИТ должна осуществляться не позднее 30 дней с момента утверждения организацией отчета по специальной оценке условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014г. № 80н) (действительна пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014г. № 80н) (действительна пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения – если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2020 году

Штрафы за непроведение спецоценки достигают существенных размеров, а приостановление деятельности компании или ИП может нанести тяжелый удар по бизнесу. В связи с этим лучше не пренебрегать нормами законодательства и своевременно исполнять предусмотренные требования в части охраны труда. Однако некоторые субъекты могут быть освобождены от штрафов за отсутствие в 2020 году спецоценки условий труда.

СОУТ должны проводить все организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в штате наемных работников. Невыполнение указанного требования влечет административную ответственность, одним из видов которой являются штрафы. О том, каких величин могут достигнуть штрафы за отсутствие спецоценки, расскажем в следующем разделе.

Не налагаются за отсутствие СОУТ штрафы в 2020 году на физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, но принимающих на работу домашних помощников, например, нянь, личных водителей, ремонтников и пр. Дело в том, что закон обязывает проводить спецоценку только индивидуальных предпринимателей, без данного статуса физлицо освобождается от подобной обязанности.

До 2020 года трудинспекция налагала штрафы лишь за нарушения, выявленные в ходе проверок. Начиная с нынешнего года трудовики вправе выписывать штрафы автоматически тем хозсубъектам, у которых отсутствуют данные по СОУТ в электронной базе. Ведомство ведет ее с 2014 года, но тогда не все субъекты попали в нее. А вот с 2015 года сведения формировались уже исправно, что привело к решению о внедрении системы автоматического наказания.

Интересное:  При Какой Сумме Долга Могут Ставить Заглушки На Воду Спускание

Отчет 4-ФСС, передаваемый в Фонд соцстрахования, предусматривает внесение информации о проведенной СОУТ. Незаполненные графы по спецоценке грозят отказом инспекторов в принятии отчетности. Если же компания указывает, что СОУТ не пройдена, то ФСС вправе отправить эти данные в инспекцию труда. На их основании последняя может выписать штраф даже без проверки.

Спецоценка условий труда как избежать штрафа

Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2022 года в автоматическом режиме. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2022 году проверит по плану или вне плана. Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018 в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются (далее — списки).

Однако есть ряд достаточно важных и серьезных измерений, например, химических факторов, которые без аттестованных методик невозможны. Для систематизации мероприятий необходимые сроки проведения спецоценки для разных категорий рабочих мест можно определить так (таблица 1). 3) стаж работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее 3 лет; Согласно ч.

    число ее членов должно быть нечетным; комиссию возглавляет работодатель или его представитель; состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением); в состав комиссии включаются: 1) представители работодателя (в том числе специалист по охране труда), 2) представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Вид наказания Организация (юридическое лицо) Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель Норма Предупреждение Применяется, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей.

Также Роструд пообещал, что в течение 2022 года при выявлении нарушений будет действовать система предупреждений. Вначале работодатель, своевременно не организовавший специальную оценку условий труда, получит письменное уведомление (предостережение) о допущенном неисполнении закона и требованием устранить нарушение в обозначенный срок. Только если предостережение будет проигнорировано, на предприятие или ИП наложат административный штраф.

Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2022 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры. Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018.

3) стаж работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не менее 3 лет; Согласно ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ спецоценка может проводиться поэтапно до 31.12.2018 в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых не включены в специальные списки (для досрочного назначения пенсии) и компенсации за работу с вредными факторами которым не предоставляются (далее — списки).

Те же, кто не провел СОУТ к моменту прекращения действия аттестации рабочих мест, в течение 12 месяцев на вновь организованных рабочих местах или в течение 6 месяцев на рабочих местах, подлежащих внеплановой СОУТ, уже нарушили ФЗ №426 вне зависимости от выполнения требований ст.

Это требование соблюдения периодичности выполнения СОУТ на рабочих местах, результаты которой действительны в течение 5 лет. То есть, в соответствии с законодательством, к 31 декабря 2022 года не должно остаться компаний с аттестацией рабочих мест (проводилась до принятия закона о СОУТ), так как закончится переходный период. При этом надо учитывать, что статья 27 п.6 ФЗ №426 от 28.12.2013 не противоречит требованиям проведения СОУТ, указанным в ст.

Непроведение СОУТ

  • позволяет хранить результаты спецоценки на основе полученных отчетов;
  • автоматически рассчитывает количество дополнительных дней отпуска и надбавку за вредные и опасные условия труда на основании вредных факторов и работ;
  • готовит приказы об изменении условий труда сотрудников на основании результатов спецоценки;
  • готовит дополнительные соглашения с сотрудниками;
  • формирует списки сотрудников и рабочих мест с измененными условиями труда;
  • ведет учет медицинских осмотров;
  • формирует направление на медицинский осмотр.

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Спецоценка условий труда: как избежать штрафа

Например, если в охранной организации 50 охранников, работающих в сходных условиях, то спецоценка будет проводиться только для 10 мест, а полученные результаты и рекомендации будут применены на всех рабочих местах. Но, если будет установлено, что из рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, спецоценку нужно будет провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 1 — 2 ст. 16 Закона N 426-ФЗ).

Более года назад был принят Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ). Напомним, что ранее действовавший порядок аттестации рабочих мест регулировался подзаконным актом — Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее — Приказ N 342н).

Судебная практика. Работники обратились в суд с иском о признании карт спецоценки незаконными. Суд иск удовлетворил исходя из того, что перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, не составлялся, нарушено право работников присутствовать при спецоценке, работники с отчетом о спецоценке не ознакомлены, кроме того, обнаружены нарушения в оформлении протоколов замеров: не проводился необходимый хронометраж, не хватает подписей специалистов, нет доказательств проведения всех соответствующих замеров и т.д. (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу N 33-9563/14).

После получения необходимых документов и разъяснений специализированная организация приступит к идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов на основании Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который обсуждается и утверждается комиссией работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

В случае несогласия с результатами спецоценки работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать ее результаты в суд (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона N 426-ФЗ). Судебная практика подтверждает, что работники пользуются этим своим правом.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

Тюремный срок бизнесменам и ответственным лицам назначается после гибели наёмных сотрудников. Это произойдет, если в реестре деклараций Минтруда будет отсутствовать отчётность о проведении проверки условий на местах исполнения трудовых обязанностей. До 4 лет лишения свободы получит предприниматель, если погибнет 1 человек, и до пяти лет, если погибнет большее число людей. В случае производственной травмы, повлёкшей тяжёлые последствия для здоровья, владельцу бизнеса грозят штрафные санкции до 400 тыс. рублей, или год пребывания в исправительной колонии.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Штрафы за непроведение СОУТ после 1 января 2019 года остались прежними. Окончился подготовительный период (4 года). Подзаконные предприятия обязаны были отчитаться в выполнении ФЗ № 462 до начала нового года. Предупреждения, отправленные ГИТ, следует расценивать как меру наказания номер один. По закону теперь могут вступить в силу следующие санкции.

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.