Миграция Населения В Западной Европе

Миграция Населения В Западной Европе

В Испании из 1 миллиона приезжих 95 тысяч не оформили должным образом свое постоянное пребывание в стране. Главные «ворота» для незаконного проникновения в страну — Гибралтар: только в прошлом году береговая охрана перехватила около 12 тысяч нелегалов. Для борьбы с небывалым наплывом беженцев власти намерены построить вдоль южного побережья систему внешнего наблюдения — с радарами и приборами ночного видения. А на тех, кто предоставляет нелегалам даже временную работу и жилье, налагаются высокие штрафы.

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее количество иностранцев — 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч — нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к негражданам ЕС для получения вида на жительство — иметь профессию и знать немецкий язык.

Миграция населения Европы

В конце XIX века основные миграционные потоки перемещаются в направлении промышленных центров. Так, из Европы в США в период с 1846 г. по 1939 г. выехало 38 млн человек, в Аргентину и Канаду – по 7 млн, в Бразилию – 4,6 млн, а в Австралию – более 2 млн человек.

Более всего европейцы эмигрировали в США из Англии, Испании, Италии, Германии. Жители этих стран составляли от 70 до 85% (в разные годы) всех эмигрировавших европейцев. Значительными направлениями для миграции стали: Канада, Новая Зеландия, Латинская Америка, Южная Африка.

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ 0, 686

Мигрантов больше всего в Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании. В этих странах самая большая доля иностранцев в структуре населения. [4, p. 42] На 2021г. самый высокий уровень одобрения заявок на получение статуса беженца наблюдается в Нидерландах, Дании, Болгарии, Германии. Европа привлекает мигрантов высоким уровнем жизни, оплаты труда, социальными гарантиями и т.д. Еще одним стимулом для беженцев является действие внутри ЕС Шенгенского соглашения, благодаря которому имеется возможность свободно перемещаться по Евросоюзу. Миграция в страны Западной Европы позволяет мигрантам из менее развитых стран достичь более высокого уровня жизни, чем в своих странах.

Еврокомиссией в 2021 году были приняты 2 плана действий. Первый из них предусматривает усиленный контроль морских границ, а второй – усиление контроля на границах между государствами, не являющимися участниками ЕС и Шенгенского соглашения, также строительство лагерей для беженцев и миграционные квоты. Также одним из негативных последствий миграционного кризиса стала возможность выхода Великобритании из Европейского Союза. На данный момент 43 % жителей страны готовы проголосовать за выход Великобритании из состава ЕС из-за большого количества беженцев. В случае выхода Великобритании из ЕС, ожидается перспектива раскола Европы, что станет одним из самых негативных последствий миграционного кризиса. Кроме этого, это дистабилизирует обстановку в самой Великобритании, так как в случае выхода ее из ЕС, Шотландия может потребовать проведение референдума о независимости.

Население Зарубежной Европы

Размещение населения Зарубежной Европы обусловливается расположением городов, поскольку уровень урбанизации в этом регионе – 74%, что является одним из самых высоких показателей в мире. И это средний показатель, в некоторых государствах он превышает 80% и даже 90%.

Таким образом, естественный прирост населения в последние десятилетия держится на низком уровне (1,5%), некоторые страны даже заявляют о том, что количество их жителей убывает. География последнего явления такова: Эстония, Латвия, Болгария, Венгрия, Германия. В этих странах больше всего пожилых людей, причем их возрастной состав имеет постоянную тенденцию к увеличению этой прослойки населения.

Миграционная политика в странах Западной Европы

Число ходатайств о предоставлении убежища, поданных в Западной Европе, достигло своего пика в 700 тысяч в 1992 году. Принимающие страны не были готовы впустить такое количество иммигрантов. В этих условиях европейские правительства взялись за решение широкомасштабного наплыва ищущих убежища лиц, покинувших в результате военных действий территорию бывшей Югославии, путем введения режима предоставления временной защиты. Правительство ФРГ, которая приняла самое большое число беженцев из региона, тщетно пыталось убедить другие европейские государства разделить с ним это бремя в качестве дополнения к режимам временной защиты. Когда Германия в 1993 году внесла изменения в свою конституцию, отменяющие безоговорочную гарантию права на убежище, это предопределило разработку новой политики, направленной на ограничение въезда ищущих убежища лиц в страну.

Различные страны Европы по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов. Но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны.

Проект Миграционные проблемы Европы по географии

В первые тысячелетия развития человеческого общества миграции были связаны с освоением новых территорий. В период распада первобытнообщинного строя к причинам миграций добавились вооруженные столкновения племен. Происходило возникновение и крушение государств, формирование новых народов. В начале Средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение племен, что привело к формированию современного этнического состава современной Европы. На всем протяжении Средних веков массовые миграции были связаны с бегством крестьян от феодальной зависимости в свободные земли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков привели к колонизации и массовому переселению населения на открываемые земли. Но по-настоящему миграция возросла в XIX веке в результате бурного развития промышленного производства, так как происходило перенаселение одних стран при острой нехватке рабочей силы в других. Потоки населения направлялись в основном в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Бразилию, Южную Африку.

Во-первых, за чрезвычайным притоком беженцев и мигрантов в Европу, безусловно, стоит война в Сирии, ставшая, можно сказать, спусковым крючком всего механизма. Начавшиеся на волне арабской весны антиправительственные выступления в марте 2021 г. привели к массовым беспорядкам в различных городах Сирии, а уже к лету того же года переросли в полномасштабный вооруженный конфликт. Множественные дипломатические попытки завершить кризис так и не увенчались успехом. Количество жертв военного конфликта превышает 330 тыс. человек (по данным Syrian Observatory for Human Rights на август 2021 г.). Можно сказать, что в этом кроется основная причина массового бегства людей. Как раз сирийцы и составляют примерно половину беспрецедентного миграционного всплеска 2021 г., который в свою очередь в два раза больше в сравнении с 2021 г. Иными словами, без сирийцев приток людей, ищущих убежище в Европе, будет примерно на уровне 2021 г. [2]. «Мы должны бороться с причинами бегства людей. И основной причиной является, без сомнения, конфликт в Сирии. Мы еще очень далеки от политического решения кризиса. С активизацией военных действий со стороны отдельных игроков мы к нему не приблизились», – такое мнение выразил министр иностранных дел ФРГ Франк- Вальтер Штайнмайер .

Проблемы миграции в странах Европы

Однако в ООН полагают, что «ситуация сложная, но не безвыходная». Для решения проблемы беженцев в долгосрочной перспективе можно предложить три возможных варианта: добровольная репатриация (возвращение кого-либо или возврат чего-либо из другой страны на родину), расселение и местная интеграция. Что касается добровольной репатриации, то в ООН считают, что она должна основываться «исключительно на свободном и основанном на информации решении, и только в том случае, когда гарантирована государственная защита прав». При соблюдении этих условий ООН оказывает содействие добровольному возвращению беженцев на родину. Сейчас репатриация достигла самого низкого уровня за 30 лет, и всё более весомую роль играет расселение беженцев вне их стран. Говоря о расселении, в ООН имеют в виду перемещение беженцев из страны, где они располагали убежищем, в другое государство, не являющееся их родиной. В 2021 г. число стран, предложивших расселить у себя беженцев, осталось таким же, как и годом раньше — 27. Управление верховного комиссара ООН выступает за увеличение этого числа, «особенно ввиду нынешнего гуманитарного кризиса во многих частях мира». Под местной интеграцией в ООН подразумевают «полную интеграцию беженцев в качестве членов принимающей их общины посредством юридических, экономических, социальных и культурных процессов». Местная интеграция «налагает обязательства, как на беженцев, так и на правительства». Предоставляя соответствующие права интегрируемым беженцам, правительства, одновременно обязывают их жить в соответствии с нормами и правилами» принимающей страны.

Кроме этой, довольно острой темы, в среде политиков всё чаще стали звучать опасения о скором распаде Шенгенской зоны. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предупредил, что закрытие границ внутри ЕС будет иметь серьезные экономические последствия и в конечном итоге поставит под вопрос существование евро как единой валюты. «Если мы закроем границы, если начнет страдать внутренний рынок, настанет день, когда мы начнем сомневаться, действительно ли нам нужна единая валюта». По словам политика, распад Шенгенской зоны «похоронит внутренний рынок» ЕС и приведет к росту безработицы в Европе. Впрочем, многие эксперты убеждены, что сам приток беженцев может положительно сказаться на европейской экономике в краткосрочной перспективе. Однако более долгосрочные экономические перспективы может обеспечить лишь успешное трудоустройство мигрантов. В конечном итоге экономический эффект будет зависеть от скорости интеграции беженцев на рынке труда.

Интересное:  Жилье признано непригодным для проживания что дальше

Миграция Населения В Западной Европе

Изначально главным поставщиком рабочей силы являлась Италия, для которой были характерны бедность и высокая безработица, особенно на юге страны. В 1946-1956 годах в среднем ежегодно мигрировали 150 тысяч итальянцев, преимущественно в Швейцарию и Францию. Германию «итальянская волна» затронула в меньшей степени: при наличии высокого уровня безработицы (9% в 1951 году) и значительного числа переселенцев с Востока (8,5 млн. человек) у ФРГ в начале 50-х годов не было особых потребностей в дополнительном импорте рабочей силы.

В течение послевоенного периода этнический состав иммигрантов во Франции неоднократно менялся. Сначала это были в основном лица европейского происхождения. Затем стало возрастать число иммигрантов из бывших колоний (страны Магриба и Тропической Африки). В 1962-1975 годы первое место занимали все же итальянцы (32%), за ними шли испанцы, поляки и алжирцы. С 1975 года самой многочисленной иностранной общиной становится португальская, хотя она все же меньше, чем североафриканская (Алжир, Марокко и Тунис). Круг стран — поставщиков иммигрантов во Францию постоянно расширяется. Так, резко увеличилось число выходцев из Азии (особенно из Юго-Восточной Азии: за 1990-2021 годы на 35%), а также из Турции (на 16%) и из стран Восточной Европы. Однако основной поток мигрантов идет сейчас из Тропической Африки (за 1982-1990 годы он возрос на 43%). Статистика фиксирует устойчивое сокращение числа иностранцев — выходцев из Европы. Неудивительно, что ассимиляционистская политика оказалась несостоятельной.

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения*

Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие, с 1815 по 1914 г., «чистая» эмиграция из нее составила 35—40 млн человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Это была так называемая «новая эмиграция» — из Австро-Венгрии, Балканских стран, России. Она продолжалась и в межвоенный период.
Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и их границ привели прежде всего к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Наиболее многолюдные внешние миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран. Из них на территории Западной Германии осели 7,4 млн, Восточной — 4,3 млн человек. Для Западной Европы в первый послевоенный период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Например, из Алжира во Францию возвратилось не менее 1 млн французов, из Индонезии в Нидерланды — 300 тыс. голландцев. Однако до середины 50-х годов Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, то есть эмиграция превосходила иммиграцию.
В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире центр притяжения рабочей силы. Так, в 1950 г. число иностранцев в Западной Европе составляло 5,1 млн человек (1,3% от всего населения), к 1970 г. оно увеличилось до 10,2 млн (2,2%), к 1980 г. — до 15 млн (3,1%), а к 1990 г. — до 16,6 млн (4%).
В конце 90-х годов численность иностранцев только в странах ЕС, по некотором данным, достигла 20 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 20%. Разумеется, в это число входят и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу пришлых людей составляли и составляют именно трудовые мигранты.
Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое гастарбайтеры («гости-рабочие») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х годах ХХ в., когда экономика Западной Европы развивалась по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру
последовали и другие страны. Во второй половине 70-х годов, после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице.

Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33%), Швейцарии и Бельгии (18—20%), Германии и Австрии (около 10%).
В пределах Западной Европы можно выделить две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы — Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов. В данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направляются также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказываются Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличаются особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков. И это не говоря уже о том, что в 90-е годы, после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с этим регионом связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.
К странам иммиграции в первую очередь относятся государства, расположенные в западной и северной частях Европы. Каждое из них имеет как бы свою «сферу притяжения» мигрантов. Так, среди трудовых мигрантов в Германии больше всего выходцев из Турции и стран, расположенных на территории бывшей СФРЮ. Весьма крупные диаспоры образуют также выходцы из других стран Европейского Союза — Италии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Нидерландов. Во Франции количественно преобладают выходцы из Португалии, Испании и Италии, а также из Алжира, Марокко и Туниса. В Великобритании преобладают мигранты из Ирландии и заокеанских англоязычных стран, в Нидерландах — из Суринама и Индонезии.
В географическом плане большой интерес представляет и вопрос о том, как распределяются иностранные рабочие в пределах отдельных принимающих стран. В большинстве своем они селятся в главных промышленных районах и крупных городах. Например, во Франции 37% иммигрантов концентрируются в Большом Париже, в Бельгии 24% — в Брюсселе. В ФРГ основная часть мигрантов сосредоточена в четырех наиболее развитых в промышленном отношении землях: Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария и Гессен; в крупных городах доля иностранных рабочих в общей численности занятых составляет 20—25%. Это объясняется тем, что пришлые рабочие, имеющие в большинстве низкую квалификацию, устремляются прежде всего в такие отрасли, как строительство, добывающая и металлургическая промышленность, на предприятия с однообразным конвейерным производством, а также подвизаются в качестве уборщиков улиц, помещений, продавцов газет, мойщиков автомашин и т. д. Например, во Франции гастарбайтеры составляют 45% всех занятых в строительной промышленности, около 40% занятых на дорожных работах, 25% — в автомобилестроении, в Бельгии — половину горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих. В Люксембурге гастарбайтеры трудятся в основном на металлургических заводах концерна АРБЕД.В Великобритании вопрос о национальной принадлежности впервые был включен в перепись 1991 г. При этом оказалось, что 76,8% (5,3 млн человек) населения Большого Лондона составили «белые», 5% (347 тыс.) — индийцы, 4,3% (300 тыс.) — негры и мулаты, выходцы из Карибского региона, 3,7% (256 тыс.) — ирландцы, 2,4% (164 тыс.) — негры, выходцы из стран Африки, 1,3% (88 тыс.) — пакистанцы, 1,2 (86 тыс.) — бенгальцы, 0,8% (57 тыс.) — китайцы. Большинство негров, пакистанцев, бенгальцев и индийцев относятся к категории неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. При этом в пределах Большого Лондона возникли своего рода «этнические острова»: индийцев — в Бренте и Энфилде, выходцев из Карибского региона — в Ламбете, из стран Африки — в Сауттурке, китайцев — в Вестминстере.
Приток миллионов дополнительных тружеников в самые передовые страны Западной Европы способствовал ускорению процесса их реиндустриализации, переходу к постиндустриальной стадии развития. Но одновременно он привел и к обострению многих социальных противоречий — как на рынке рабочей силы, так и в общедемографическом плане, что связано с гораздо более высоким естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении. Такие обострения особенно характерны для периодов экономических кризисов и спадов производства, сопровождающихся падением уровня жизни, ростом безработицы, инфляции и другими социальными потрясениями. Именно поэтому в 80-е годы большинство принимающих стран ввело меры по ограничению или даже прекращению вербовки рабочей силы за рубежом. Иммиграция продолжается почти исключительно с целью воссоединения семей, что не влечет за собой роста занятости на производстве. Большинство западноевропейских стран приняло государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев. И тем не менее в некоторых странах — особенно в Великобритании и в ФРГ — наличие большого числа иммигрантов иногда вызывает массовые акции протеста, доходящие порой до вооруженных столкновений и погромов. Ведь во второй половине 90-х годов около 20 млн трудоспособных европейцев не имели работы, а уровень длительной безработицы в Европейском Союзе был значительно выше, чем в США или Японии.
Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии; в Великобритании среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция. Как пишет П. Стокер, «наибольшая озабоченность, связанная с “исламизацией”, возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин — например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса» ** .
Но с исламом, как отмечает тот же автор, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время в связи с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.
В 90-е годы формирование единого европейского пространства — не только политического, но и социального — также затронуло и права иммигрантов, как бы размежевав их по двум большим группам. В первую из них входят иммигранты, являющиеся коренными жителями стран ЕС, по той или иной причине поменявшие место своего жительства. Они наделены широкими политическими и социальными правами, включая участие в выборах Европарламента и свободное передвижение по территории стран Союза. Вторую группу образуют иммигранты из стран, не входящих в Европейский Союз, в первую очередь из внеевропейских развивающихся стран. Их права сильно ограничены. При ЕС создан специальный орган — Форум мигрантов, представляющий более ста различных эмигрантских организаций.
Для стран Центральной и Восточной Европы внешние миграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных потоков в конце и сразу после Второй мировой войны) были малохарактерны. Некоторое исключение являла собой эмиграция из ГДР в ФРГ, составлявшая в 1950—1961 гг. (до постройки Берлинской стены) более 3,8 млн человек и в 1961—1988 гг. свыше 550 тыс. человек. Не очень характерны были для этого субрегиона и трудовые миграции, хотя в той же ГДР, например, использовалась рабочая сила из Польши, Вьетнама, Мозамбика. Однако в 90-е годы международные миграции в направлении Восток—Запад намного возросли. С одной стороны, это объясняется возвращением этнических немцев из стран, расположенных на территории бывшего СССР, и некоторых других на историческую родину — в Германию, а с другой стороны, общим оттоком мигрантов из постсоциалистических стран в Западную Европу. В последнее время некоторые наиболее развитые страны Западной Европы принимают меры для дополнительного привлечения высококвалифицированных специалистов. Например, Германия в 2021 г. официально заявила о намерении пригласить на работу 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий.
Особый вопрос — о предстоящем «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центральной и Восточной Европы, которые в 2021 г. должны войти в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем даже в относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию. Вот почему Берлин и Вена настаивают, чтобы после расширения ЕС путем присоединения новой группы стран-кандидатов для их граждан был бы установлен семилетний запрет на право свободно работать на Западе.
В перспективе приток мигрантов в Европу будет возрастать. Это объясняется как общим уменьшением численности европейцев, так и изменением пропорции между работниками в возрасте от 15 до 64 лет и иждивенцами — детьми и пенсионерами. Избавиться от угрозы демографического кризиса можно двумя путями: либо пересмотреть систему социального обеспечения, включая пенсионное, либо еще шире открыть границы для мигрантов. Специалисты полагают, что предпочтение будет отдано второму варианту. Но в этом случае, согласно расчетам, уже в ближайшие четверть века Европейский Союз должен будет принять около 160 млн иммигрантов.

Интересное:  Задолженность Передана Приставам Сколько Раз Приставы Приезжают Домои Если Уже Платишь Деньгами

Миграция Населения В Западной Европе

Для Германии характерно отсутствие ограничений или квот, лимитирующих миграционные потоки. Возможно, поэтому здесь проживает наибольшее количество иностранцев — 7,3 миллиона, из которых свыше 7 тысяч — нелегалы. Разрешения на жительство выдаются двух видов: временные (срок которых не следует превышать самовольно) и не ограниченные сроком. Главные требования к негражданам ЕС для получения вида на жительство — иметь профессию и знать немецкий язык.

До 70-х годов XIX века основную массу переселенцев составляли выходцы из Великобритании, в меньшей степени – из Германии. Часть англичан мигрировала в Австралию и Новую Зеландию, в Южную Америку. В Алжире поселились в основном французы. Они же составили значительную долю среди тех, кого привлекли Тунис и Марокко.

Проблема миграции в современной Европе: причины и последствия

Аннотация. Статья посвящена миграционному кризису в современной Европе. Автором рассмотрены причины, обусловившие данную проблему, действия разных стран по ее разрешению, а также возможные последствия для европейских государств.Ключевые слова:Европа, миграционный кризис, причины, последствия

во главе армии оголтелых футбольных фанатов. Однако, сегодня их лидеры, которые выступают на митингах с речамио чистоте нации, рискуя попасть под арестза неонацистскую пропагандузаседают в парламентах ведущих стран Европы.Данные силы стали популярны за счет популистских программ: защита традиционныхценностей, институтабракаи семьи, регулирование потока мигрантов, защита прав коренного населения, необходимость прекращениянесвоевременнойи дорогостоящейевроинтеграции.Помимо этого, праворадикалы успешно перехватили лозун, бывший традиционным у демократов и социалистов о социально ориентированной политике, правах бедных, пенсионероыи детей. Поэтому, нет ничего удивительногов увеличении их популярности, так как их лозунги близки и понятны большинству европейскому населению. Процесс глобализации, ведущий к потереидентичности и обеднению, с одной стороны, и рост исламского экстремизма –с другой, ведутк ослаблению ценностейлиберализма, утратеверы в надгосударственные институты, такие как Евросоюз, или даже к риску раскола государства, как, например, в Бельгии.В течение последних нескольких лет вЕвропе за последнее несколько националистические партии прошли триумфальным маршем по национальным парламентам, они впервые получилизначительное число голосов на выборах в Великобритании, Франции, Австрии (там это случилось уже 10 лет назад!), Венгрии, Греции, Италии, и многих других странах. Всеэти партии начиная от «Национального фронта»Марин Ле Пен во Франции до скандальной австрийской Партии свободы стали популярнымиблагодаря своей жесткой позиции по отношению к мигрантам, вопросамбезопасности, социальных проблем и национальной экономики.В первую очередь лишь ассоциацииэтих в прошлом маргинальных партий с неонацистами и навязанный сверху уровень толерантности в обществе мешают им заручитьсядоверие большинстваизбирателей.Однако тенденции в политической жизни Европы очевидны: популярность таких партий увеличивается растет год от года. Более того, лидеры этих партий, строившие свои программы на отрицании Евросоюза, стали выходитьна общеевропейский уровень.Премьерминистр Италии Энрико Летта высказал м следующее мнение по этому поводу: «Если не будет предпринято какихлибо мер, то на выборах мы получим антиевропейски настроенный Европарламент».

Интересное:  Как зарегистрировать дом на участке 2021 пошаговая инструкция

Миграционные процессы в странах Западной Европы на примере Германии и Франции

В октябре 1997 года французское правительство внесло ряд важных изменений и дополнений в иммиграционное законодательство. Были несколько откорректированы законы о депортации нелегальных мигрантов и пребывании иностранцев. В частности, был введен институт амнистирования нелегальных мигрантов, которые прожили во Франции в течение 15 лет. Также было предоставлено право получения гражданства детям иностранцев, родившимся во Франции по достижении ими 16-ти летнего возраста (ранее 18-летнего), при условии, что они прожили в стране в течение последних 5 лет.

Неоклассическая теория, пришедшая на смену классической, в свою очередь акцентировалась на том, что страны, в которых рабочие ресурсы ограничены, имеют более высокую оплату труда, что привлекает работников из стран с оплатой труда ниже, но в которых имеется избыток рабочей силы. Но эта теория так же имела определенные недостатки. В ней, к примеру, не учитывались такие внешние факторы как политическая и экономическая обстановка, влияющая на миграцию.

Миграционные процессы и Европа

Противоречия между мигрантами и местным населением ста­новятся все более дестабилизирующим фактором в разных стра­нах. В конце 2021 — начале 2021 г. главы ряда ведущих запад­ных государств (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили о крахе политики мультикультурности, т.е. политики, направ­ленной на интеграцию выходцев из стран Азии и Африки в ев­ропейское общество.

Кроме того, миграция приводит к ухудшению ситуации на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и огра­ничением рабочих мест; к снижению цены на национальную ра­бочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рын­ке труда; наконец, к конфликтам между коренным населением и иммигрантами.

Трудовая миграция и управление миграционными потоками в странах Западной Европы

Слабые моменты в экономике ЕС были подчеркнуты на Лиссабонском Европейском Совете в марте 2021 года. В их числе — высокий процент людей, которые по прежнему остаются без работы, несмотря на то, что уровень безработицы снизился до 9,2% в 2021 году, составив 15 млн. чел. Рынок труда характеризуется недостаточным трудоучастием женщин и пожилых людей и долгосрочной структурной безработицей. Совет Европы придает особое значение проблемам, вызванным недоразвитостью сервисных служб, в особенности в сферах телекоммуникаций и Интернета, и огромным дефицитом специалистов в области информационных технологий, где подавляющее количество вакансий остаются незанятыми. Также Совет призывает обратить внимание на модернизацию системы социальной защиты, в особенности в свете старения населения; создание пенсионных схем, которые позволят пожилым людям совмещать отдых и работу и значительно дольше работать, чем это могли делать их родители; сделать пенсионные схемы более чувствительными к демографическим изменениям посредством более широкого распределения обязанностей между государством, социальными партнерами и индивидуумом. Европейская Стратегия по Трудоустройству начинает решать эти вопросы.

В Докладе подчеркивается необходимость разработки эффективной интеграционной политики для граждан третьих стран, чтобы обеспечить им достойный уровень жизни и условия труда и тем самым увеличить их вклад в принявшее их общество. Отсутствие такой политики приведет к дискриминации, социальной изоляции и, как результат, к огромным долговременным потерям в обществе.

Миграция населения в новой и в новейшей истории

Франция в 1950 — 1973 гг. имела положительное сальдо баланса миграции в 3,6 млн человек. Иностранные рабочие приезжали сюда из Южной Европы, Бельгии и во все большем количестве из Северной Африки. Поток из Африки был особенно силен в 1960-е гг. В 1962 г. после обретения Алжиром независимости во Францию вернулся 1 млн французских поселенцев и 670 тыс. алжирцев, выехавших во Францию.

Европейская эмиграция сокращалась и вследствие ограничений на выезд, введенных в фашистской Италии и франкистской Испании. Из Испании во время гражданской войны непосредственно после победы Франко эмигрировали сотни тысяч человек.

Миграция Населения В Западной Европе

Сотни тысяч европейских эмигрантов, особенно в XVII и XVIII вв., покидали родные края, и их разросшееся потомство внесло свой вклад в демографическую экспансию последующих веков. Относительно Испании указывается цифра 440 тыс. эмигрантов до 1650 г., в среднем 3 тыс. чел. в год, хотя некоторые с большой долей определенности повышают ее до 5 тыс. чел. Если учесть, что подавляющее их большинство происходило из Кастильской короны (чуть более одной трети из Андалусии, столько же из Кастилии и Леона, около одной шестой из Эстремадуры), в которой к концу XVI в. насчитывалось чуть более 5,5 млн жителей, поток отъезжающих величиной почти 1 ‰ в год не может пройти бесследно для населения с традиционным типом воспроизводства, о слабом потенциале роста которого мы говорили неоднократно. Из соседней Португалии эмиграция была еще более интенсивной — 4 тыс. отъездов в год в течение XVI–XVII вв.; в XVIII в. это число выросло до 9 тыс. в год в связи с открытием в Бразилии месторождений полезных ископаемых. Речь идет о потоке, составлявшем 2–4 ‰ в год и происходившем из северных областей, Миньо и Бейры, где убыль населения компенсировалась иммиграцией из Галисии.

Невозможно понять, как действует любая демографическая система, если не принимать во внимание мобильность, основная функция которой — восстановление равновесия. Процесс заселения европейского континента, о котором шла речь в гл. 2, представляет собой также и историю мобильности — идет ли речь о переселении на короткие расстояния: возникновение новой деревни, основание городов в сельской местности, распашка целинных земель с их неравномерным заселением, или о перемещении на средние и дальние расстояния: германская эмиграция на восток, процесс расселения на юге Пиренейского полуострова, отъезд с континента. Я буду говорить в основном о миграциях на дальние расстояния — на уровне государства или крупного региона, ибо таковым до сих пор был масштаб нашего анализа. Это сильно упростит задачу, поскольку мобильность на короткие и средние расстояния многообразна — в нее включаются переселения вступивших в брак, внутрисемейные передвижения подмастерьев и слуг, перемещения сезонных рабочих, пастухов, земледельцев; она обусловливается процессами урбанизации, происходящими по самым разным причинам; ее составной частью является и то постоянное, хотя и разное по интенсивности движение беднейшего населения, которое усиливается во времена процветания. Эти движения, происходящие в относительно статичном обществе, достигали заметных масштабов. В конце XVIII в. в Западной Европе складываются целые области, благоприятные для мобильности рабочей силы. В эти области происходит сезонный и периодический приток рабочих рук — часто это крестьяне или мелкие собственники, ищущие дополнительного заработка или привлеченные экономическими возможностями: к Северному морю (рис. 5.4), особенно в Голландию, на рыбный промысел и на строительство дамб стекаются мощные потоки мигрантов из Вестфалии; в Лондон и в Восточную Англию для общественных и сельскохозяйственных работ прибывают в основном ирландцы; в район Парижа, для аналогичной деятельности, — жители французского Центрального массива и Альп. Другие зоны миграции расположены южнее: в Мадрид и в Кастилию прибывают в основном рабочие для сбора урожая; на побережья Каталонии и Прованса приходят жители Альп, Пиренеев и Центрального массива; в долину По — Альп и Апеннин; в южную Тоскану — из Лацио и Рима; на Корсику — преимущественно с Апеннин. В целом, в миграциях такого типа — не считая передвижений меньшего масштаба — ежегодно участвовали сотни тысяч рабочих, что обеспечивало дополнительный заработок для их семей и способствовало демографическому равновесию во многих регионах Европы.