Почему Западная Европа Является Регионом Привлечения Трудовой Миграции

Почему Западная Европа Является Регионом Привлечения Трудовой Миграции

В 1990-е гг. формирование единого европейского не только политического, но я социального пространства также затронуло и права иммигрантов, как, бы размежевав их по двум большим группам. В первую из них входят иммигранты, являющиеся коренными жителями стран ЕС, по той или иной причине поменявшие место своего жительства. Они наделены широкими политическими и социальными нравами, включая участие в выборах Европарламента и свободное передвижение по территории стран Союза. Вторую группу образуют иммигранты из стран, не входящих в Европейский союз, в первую очередь ИЗ» внеевропейских развивающихся стран. Их права сильно ограничены. При ЕС создан специальный орган — Форум мигрантов, представляющий более ста различных эмигрантских организаций. Для стран Центрально-Восточной Европы внешние эмиграции в течение всего послевоенного периода (за исключением массовых миграционных перетоков, показанных на рис. 1) были малохарактерны.

Особый вопрос — о предстоящем «нашествии» в Западную Европу иммигрантов из тех стран Центрально-восточной Европы, которые в 2021 г. должны быть приняты в состав ЕС. Поскольку оплата труда в странах ЕС намного выше, чем в даже относительно благополучных Чехии, Венгрии или Словении, массовый наплыв мигрантов из этих стран вполне вероятен. В особенности такая ситуация беспокоит соседние с ними Германию и Австрию. Вот почему Берлин и Вена настаивают, чтобы после расширения ЕС путем присоединения новой группы стран-кандидатов для их граждан был бы установлен семилетний запрет на право свободно работать на Западе.

Основные центры международной трудовой миграции

Одной из проблем европейской миграции является то, что она, в отличие от 50-60-х гг., сегодня в большей мере заинтересована в иммиграции высоквалифицированных специалистов – программистов, ученых, инженеров, финансистов, врачей и т.п., из-за недостатка которых в структуре европейских трудовых ресурсов Старый Свет проигрывает США и Японии по многим направлениям научно-технического прогресса и некоторых ключевых отраслей современной экономики. Поэтому начиная со второй половины 90-х гг. европейские страны существенно увеличили миграционные квоты по таким специальностям.

Еще один центр международной миграции — страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Общий объем миграционных потоков в регионе оценивается в 2-2,5 млн. чел. ежегодно.

РЕГИОНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Центрами притяжения рабочих в Центральной Латинской Аме­рике являются в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее рас­пространенной формой миграции здесь стала сельская миграция. Бо­лее продолжительная по времени, она характерна для промышлен­ных работников и работников сферы услуг. Принимающие страны проявляют интерес к специалистам в области химии, инженерам и нефтяникам. В этой связи миграционная политика латиноамерикан­ских стран нацелена на мигрантов из Западной и Восточной Европы. Однако подавляющее большинство в миграционных потоках этого региона составляют сами латиноамериканцы.

Миграционное движение в Республике Беларусь. В 1986 — 1990 гг. произошел «всплеск» миграции в Беларуси. Миграционные потоки активизировали такие причины, как опасность потери гражданства той страны, на территории которой намеревались жить постоянно; военные конфликты; дискомфорт в результате разрыва родственных связей.

Трудовые миграции населения (стр

К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы — Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Безусловно, что приток миллионов дополнительных тружеников в самые передовые страны Западной Европы способствовал ускорению процесса их реиндустриализации, переходу к постиндустриальной стадии развития. Но одновременно он привел и к обострению многих социальных противоречий — как на рынке рабочей силы, так и в общедемографическом плане, что связано с гораздо более высоким естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении. Такие обострения особенно характерны для периодов экономических кризисов и спадов производства, сопровождающихся падением уровня жизни, ростом безработицы, инфляции и другими социальными потрясениями. Именно поэтому в 1980-х гг. большинство принимающих стран ввело меры по ограничению или даже прекращению вербовки рабочей силы за рубежом. Иммиграция продолжается почти исключительно с целью воссоединения семей, что не влечет за собой роста занятости на производстве. Большинство западноевропейских стран приняло государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев. И тем не менее в некоторых странах — особенно в Великобритании и в ФРГ — наличие большого числа иммигрантов иногда вызывает массовые акции протеста, доходящие порой до вооруженных столкновений и погромов. При объяснении их причин нужно принимать во внимание и то, что во вто-рой половине 1990-х гг. около 20-млн трудоспособных европейцев не имели работы, а уровень длительной безработицы в Европейском союзе был значительно более высоким, чем в США или Японии.

Международная трудовая миграция

Проблемы международной трудовой миграции. Виды трудовой миграции, ее экономические эффекты. Масштабы и направления миграции рабочей силы. Государственное регулирование и механизмы контроля миграции. Экономические последствия международной миграции.

Главные особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы. Анализ влияния международной миграции на экономику страны. Основные последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Почему Западная Европа Является Регионом Привлечения Трудовой Миграции

Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов детально изучали многие зарубежные и отечественные географы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь той демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных), о которой уже говорилось выше.
В географической литературе можно встретить попытки и более детального анализа этого миграционного процесса с выделением отдельных его этапов. Так, в 50—60-х гг. XX в., когда экономика Западной Европы развивалась преимущественно по экстенсивному пути, иностранную рабочую силу стали широко использовать преимущественно в самых низкооплачиваемых и малопрестижных сферах деятельности. Первой на такой путь встала Швейцария, а затем ее примеру последовали и другие страны. Во второй половине 70-х гг. XX в., после энергетического кризиса, который фактически перерос в экономический, начался некоторый отток иностранных рабочих. Позднее, когда в Западной Европе более четко обозначился переход к постиндустриальной стадии развития и резко повысились требования к качеству трудовых ресурсов, малоквалифицированные в основной массе трудовые мигранты перестали удовлетворять новым требованиям, и многие страны стали регулировать и ограничивать их приток. Тем более это относилось к нелегальным иммигрантам, общая численность которых в регионе, по некоторым данным, достигает 3 млн человек.
Таблица 8

Показатели иммиграции, относящиеся к отдельным странам Западной Европы, приведены в таблице 8.
Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).
Главные миграционные потоки в пределах Западной Европы показаны на рисунке 14. На его основе государства региона можно подразделить на две большие группы: 1) страны преимущественной эмиграции и 2) страны преимущественной иммиграции.
К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Интересное:  Правоустанавливающие Документы Организации Перечень

Почему Западная Европа Является Регионом Привлечения Трудовой Миграции

Кроме того, от 100 тыс. до 500 тыс. иностранцев живут в Австрии, Дании, Норвегии, Испании, Люксембурге. Доля их в составе трудовых ресурсов особенно велика в Люксембурге (33 %), Швейцарии, Нидерландах и Бельгии (18–20 %), Германии и Австрии (около 10 %).

В последнее время правящие круги и общественность Западной Европы все более тревожит угроза исламизации. Община выходцев из исламского мира быстро разрастается за счет притока новых мигрантов и высокого уровня деторождения (он в 3 раза выше, чем в европейских семьях). Статистика не дает точных сведений о количестве мусульман в Западной Европе. Обычно считается, что их 15–20 млн, и в том числе во Франции – 6, в Германии – 3,2, в Великобритании – 1,5 млн, в Нидерландах – 900 тыс., в Испании – 500, в Бельгии – 400, в Австрии, Дании и Греции от 160 до 180 тыс. Западноевропейские государства взяли курс на изоляцию мусульманской общины от своих коренных (титульных) наций. Протесты мусульман против такой политики уже не раз принимали форму массовых столкновений с полицией. (Достаточно вспомнить молодежные бунты в пригороде Парижа и других французских городов в 2021–2021 гг.) С другой стороны, нельзя отрицать и того, что многие мусульманские анклавы стали очагами теневой экономики, преступности, криминализации. Здесь действуют многочисленные территористические группировки, в том числе и связанные с «Аль-Каи-дой» громкие теракты в Великобритании, Испании, других странах – дело их рук.

Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения

Интересно, что в Великобритании вопрос о национальной принадлежности впервые был включен в перепись 1991 г. При этом оказалось, что 76,8 % (5,3 млн человек) населения Большого Лондона составили «белые», 5 % (347 тыс.) – индийцы, 4,32 % (300 тыс.) – негры и мулаты, выходцы из Карибского региона, 3,69 % (256 тыс.) – ирландцы, 2,36 % (164 тыс.) – негры, выходцы из стран Африки, 1,26 % (88 тыс.) – пакистанцы, 1,23 % (86 тыс.) – бангладешцы, 0,81 % (57 тыс.) – китайцы. Большинство негров, пакистанцев, бангладешцев и индийцев относятся к категории неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. При этом в пределах Большого Лондона возникли своего рода «этнические острова»: индийцев – в Бренте и Энфилде, выходцев из Карибского региона – в Ламбете, из стран Африки – в Сауттурке, китайцев – в Вестминстере.

К странам эмиграции долгое время относились государства Южной Европы– Италия, Испания, Португалия, страны на территории бывшей СФРЮ, Албания, Греция, которые на первом из упомянутых выше этапов давали основную часть трудовых мигрантов, но в 1990-х гг. эта их функция фактически сошла на нет. Из стран Северной Европы в данную группу входят Ирландия и Финляндия. Потоки трудовых мигрантов в Западную Европу направлялись также из Северной Африки и практически из всех субрегионов Азии. А по общей численности таких мигрантов впереди оказывались Турция, страны на территории бывшей СФРЮ, Италия, Испания, Португалия, Алжир. Некоторые из них, например страны на территории бывшей СФРЮ, отличались особенно сильной диверсификацией (раздроблением) эмиграционных потоков (рис. 15). И это не говоря уже о том, что в 1990-х гг., после вооруженных конфликтов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, а затем и в Сербии с бывшей СФРЮ связаны, пожалуй, крупнейшие передвижения мигрантов в Европе за весь период после окончания Второй мировой войны.

Международная трудовая миграция

Поселенцы — люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство. В прошлом они стремились в такие страны, как, например, Соединенные Штаты, Канада и Австралия. Они продолжают переезжать туда и сегодня, хотя большинство принимается, скорее, по схеме воссоединения семей, чем в порядке первичной иммиграции.

США и Канада в начале XXI столетия продолжают быть одним из важнейших центров трудовой миграции. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в начале 2021 г. около 7 млн человек. Ежегодный приток иммигрантов в США и Канаду в эти годы оценивался в 900 тыс. человек. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники — из Западной Европы, России и Индии.

Основные центры трудовой миграции

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Новый феномен 90-х годов интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Санкт-Петербург
2021 г.
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. [I]
Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
? Миграция рабочей силы (labor force migration) — переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Первым массовым перемещением трудящихся в новое время стал целенаправленный завоз рабов из Африки на
Американский континент.
? Иммиграция (immigration) — въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
? Эмиграция (emigration) — выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
? Миграционное сальдо (net migration) — разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
? «Утечка мозгов» («brain drain») — международная миграция высококвалифицированных кадров.
? Реэмиграция (ге-еmigration) — возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна восходит к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая — к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
Особенности регулирования миграции, степень жесткости проводимой миграционной политики в целом и трудовой — в частности, зависят от экономических и политических интересов стран приема и стран поставщиков рабочей силы.
Зарубежная Европа со времен Великих географических открытий была главным в мире регионом оттока населения в заокеанские страны. Только за столетие с 1815 по 1914 г. «чистая» эмиграция из неё составила 35-40 млн. человек. При этом в первой половине XIX в. среди эмигрантов преобладали жители Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Италии, Скандинавских и Пиренейских стран, а во второй его половине центр тяжести процесса сместился к востоку. Вторая мировая война и связанные с нею изменения в политическом строе многих государств и в их границах привели, прежде всего, к массовым перемещениям населения между самими европейскими странами. В первую очередь это коснулось Восточной Европы. Как нетрудно заметить, наиболее многолюдные миграции в субрегионе были связаны с массовым вселением немцев в Германию из других стран. Из них на территории Западной Германии осело 7,4 млн., Восточной — 4,3 млн. человек. Для Западной Европы в первый послевоенный период наиболее характерной была массовая репатриация людей из бывших колоний Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии. Например, из Алжира во Францию возвратилось не менее 1 млн. французов, из Индонезии в Нидерланды — 300 тыс. голландцев. Однако до середины 1950-х гг. Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, т.е. эмиграция превосходила иммиграцию.[II]
В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и зарубежная Европа превратилась в крупнейший в мире рынок притяжения рабочей силы. Главной причиной такого притяжения служит стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое «гости-рабочие» («гастарбайтеры») из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран. Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
Особую тревогу многих европейских политиков вызывает постепенное увеличение миграционных потоков из мусульманских стран. Большинство мусульман (а их уже около 15 млн.) приезжают в Западную Европу из Северной Африки, Турции и других стран Юго-Западной Азии, хотя в Великобритании, например, среди них преобладают выходцы из Пакистана и Бангладеш. Самую большую исламскую общину имеет Франция (более 5 млн чел.). Наибольшая озабоченность, связанная с «исламизацией», возникает всего лишь из культурной обеспокоенности, вызванной, например, подчиненным положением женщин, или из-за религиозной практики, в которой многое выглядит чужим и странным для большинства светских или христианских общин — например, многократные молитвы в течение дня или требования потребления ритуально приготовленного мяса. Но с исламом, связаны и более серьезные проблемы, поскольку в отличие от большинства других религий он не делает различия между религиозной и светской жизнью, а определяет весь образ жизни мусульман. Можно добавить, что в последнее время в связи с увеличением активности международного терроризма в зарубежной Европе возросли также опасения, связанные с исламским экстремизмом.
Как показывают исследования, консервативные европейцы в своем большинстве неисправимые домоседы. Представители развивающихся стран — вынужденные “перекати-поле”: искать за тридевять земель лучшей жизни их заставляют бедность и острый дефицит достойного труда на родине. Поэтому они берутся за любую работу (неважно, сколь она труда и опасна) за рубежом.[III]
Однако, использование труда мигрантов в Евросоюзе — не филантропия. Без них сегодня не может обойтись ни одна индустриально развитая страна.
Так, по мнению ряда экспертов, британская экономика и сфера ее коммунальных услуг оказались бы в коллапсе без мигрантов, нелегально въехавших в страну. Мадридский корреспондент Financial Times (от 26 апреля 2021 г.) отмечает, что импульсом к строительному буму в Испании послужила потребность мигрантов в жилье. Трехстороннее соглашение между испанским правительством, работодателями и рабочими, заключенное в 2021 г., позволило легализовать около 700 тыс. трудовых мигрантов.
Как известно, существенную часть заработка мигранты отсылают на родину. По оценкам, сегодня в мире около 86 млн. трудовых мигрантов, сумма их трансфертов “back home” достигает 160 млрд. долл. в год. Эта цифра в 3 раза больше суммы, выделяемой на глобальную помощь развивающимся странам.
Как правило, вклад мигрантов (включая нелегалов) в развитие экономик принимающих стран либо игнорируется, либо преуменьшается. Однако статистика свидетельствует: трудовые мигранты отсылают домой в среднем 13% своих доходов; соответственно 87% они тратят в той стране, где в данный момент проживают. Получается, что вклад трудовых мигрантов в экономики стран-хозяев в целом превышает 1 трлн. долл.
В одной из недавних публикаций ОЭСР, Международной организации по миграции (IOM) и МОТ отмечается: “Многочисленные исследования подтверждают, что мигранты занимают рабочие места, невостребованные коренным населением, их присутствие, деятельность и инициатива создают дополнительные возможности для трудоустройства”.
“Утверждение, что мигранты являются финансовым бременем для принимающих стран, не подтверждается исследованиями”, — считает МакКинли, генеральный директор IOM. Например, по оценкам правительства Великобритании, мигранты, обосновавшиеся в Англии, в 2021-2021 гг. внесли в бюджет 4 млрд. долл. (2,2 млрд. ф. ст.). Это означает, что сумма, которую они заплатили в виде налогов и взносов в систему социального страхования, превышает стоимость полученных ими “выгод”. И если в 2021-2021 гг. вклад мигрантов в “общественный кошелек” составлял 8,8%, то сегодня — уже больше 10%.
В Германии каждый мигрант за свою жизнь вносит в казну в среднем более 60 тыс. долл. В 2021 г. в Испании 25% доходов в жилищном строительстве обеспечено благодаря трудовым мигрантам, для которых возведено более 170 тыс. новых домов.
Если трудовая миграция так важна для принимающих стран сегодня, то в будущем без нее не обойтись. И это притом, что уже сегодня очевидно: “утечка мозгов” наносит ущерб развивающимся странам.
По прогнозам Еврокомиссии, за период 2021-2030 гг. количество молодежи (в возрасте до 25 лет) в странах ЕС снизится на 25 млн. человек; к 2050 г. население Италии уменьшится на 28%, Испании — на 24%. Чтобы сохранить нынешнюю численность населения, четырем крупнейшим европейским странам — Германии, Франции, Англии, Италии — придется принимать порядка 700 тыс. иммигрантов ежегодно (для сравнения: сегодня эта цифра — 230 тыс.). А если они хотят сохранить нынешний уровень экономически активного населения и установленный пенсионный возраст, им придется принимать где-то около 1 млн. иммигрантов в год.
В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого – это успешная иммиграционная политика. Иначе говоря, иммигранты – это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Этой недостойной тенденции должны противиться все те, кто несет ответственность за будущее Европы. Ведь большинство иммигрантов отличаются трудолюбием и целеустремленностью. Они не хотят получать подарки – они хотят интегрироваться в общество, не теряя при этом своей идентичности. Таким образом, основной проблемой связанной с миграцией является не численность мигрантов, а возможность их вовлечения в общество, правильную адаптацию, предотвращающую рост преступности, а также так называемый «кризис идентичности» у коренных жителей принимающих стран.[IV]
С миграцией тесно связана и проблема беженцев, с которой Европа столкнулась в конце второй мировой войны. Кроме того, что странам континента приходилось в труднейших условиях восстанавливать разрушенную экономику, нужно было еще репатриировать или переселить более 40 миллионов перемещенных лиц. Кроме того, после подавления в 1956 году советскими войсками восстания в Венгрии из страны бежало более 200 тысяч человек, а в 1968 году после подавления «Пражской весны» люди, хотя и в меньшем количестве, устремились из Чехословакии.
Беженцы с других континентов стали пребывать в Европу впервые в 70-е годы. После военных переворотов в Чили и Уругвае в 1973 году и в Аргентине в 1976 году многие были вынуждены покинуть Латинскую Америку. После 1975 года Западная Европа также приняла около 230 тысяч беженцев из Индокитая.[V]
Падение Берлинской стены в ноябре 1989 года еще более увеличило нагрузку на международную систему защиты беженцев в Западной Европе по сравнению в 80-ми годами, поскольку появились опасения массового притока людей из стран бывшего социалистического лагеря. Беспорядочный исход албанцев из всей страны в Италию и массовый приток беженцев из бывшей Югославии заставили правительства западноевропейских стран всерьез задуматься о механизмах контроля потоков мигрантов.
Для регулирования потоков несанкционированных мигрантов и беженцев, с которыми столкнулись европейские страны, были приняты меры четырех видов.
Во-первых, страны стремились проводить политику «предотвращения въезда», направленную на то, чтобы не дать не имеющим надлежащих документов иностранцам, а в их числе и потенциальным просителям убежища, попасть в Европу. Широкое распространение получили визовые ограничение и штрафы, налагаемые на транспортные компании за ввоз пассажиров без надлежащих документов.
Во-вторых, были разработаны методы «переадресовки» для тех, кому все-таки удалось добраться до границы. Суть их заключалась в том, что ответственность за рассмотрение ходатайств об убежище таких лиц и предоставление им защиты перекладывалась на другие страны. Это стало возможно еще и потому, что к этому времени страны Центральной Европы уже перешли в разряд стран, где беженцы, пусть и теоретически, могли бы найти защиту. После 1989 года большинство этих стран присоединились к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, и в 90-е годы УВКБ ООН, Совет Европы и другие организации приложили немало усилий для наращивания возможностей этих стран в решении проблем ищущих убежища лиц и беженцев.
В-третьих, государства все чаще прибегали к ограничительному применению Конвенции 1951 года, стремясь исключить некоторые категории заявителей из сферы охвата определения «беженец». Это сократило долю признанных беженцами людей. Многие из них получили возможность остаться в стране, где подавали ходатайства о предоставлении убежища, но с более низким статусом, нежели официальный статус беженца, и с меньшим количеством льгот. Примерами таких статусов могут служить статус «В», «гуманитарный статус» и «исключительное разрешение остаться». Таким образом, признается, что люди нуждаются в убежище, но обязательства принимающих стран, особенно в части воссоединения семей и предоставления предусмотренных Конвенцией проездных документов, сведены к минимуму.
И наконец, были введены различные «сдерживающие» меры, включая получающее все большее распространение автоматическое помещение ищущих убежища лиц под стражу, отказ в предоставлении социальной помощи и ограничения в трудоустройстве.
Параллельно с этими событиями Совет Европы, членами которого являются подавляющее число европейских государств, а не только 15 стран-членов Европейского союза, работал над укреплением защиты прав беженцев как основных прав человека. В 1991 году Европейский суд по правам человека однозначно установил принцип, по которому лиц, ищущих убежища, нельзя возвращать в страну, где они подвергались бы опасности преследования. Положения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года по таким вопросам, как задержание, право на семейную жизнь и право на эффективные средства судебной защиты, также были рекомендованы для применения в отношении ищущих убежища лиц и беженцев. В целом, работа Совета Европы подкрепляет и дополняет деятельность Европейского союза, расширяет права беженцев и лиц, ищущих политического убежища.

Интересное:  Дородовые выплаты в днр 2021

Международная трудовая миграция»

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в год, — высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых — Мексика и страны Азии.

Постоянная (окончательная, безвозвратная) миграция характеризуется численностью прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.

Трудовая миграция

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.

Mеждународная миграция трудовых ресурсов

  • Из экономически развитых государств в станы с более низкой экономикой. Данную тенденцию можно объяснить наличием приглашений на работу от конкретных фирм или правительства.
  • Миграция из одной развивающейся страны в другую. Целью международной миграции подобного плана является повышение жизненного уровня. В большинстве случаев миграция рабочей силы существует между азиатскими странами и государствами, экспортирующими нефть.
Интересное:  На Сколько Вопросов Надо Ответить На Экзамене Гибдд Категории В В 2022 Году

Вернуться к оглавлению

Международная трудовая миграция представляет собой перемещение трудовых ресурсов не внутри государства, а из одной страны в другую с возможностью получения постоянного или временного места жительства и работы. Само собой разумеется, что трудовая миграция – процесс непростой и обусловлен рядом причин, которые можно классифицировать следующим образом:

Международная трудовая миграция

. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во многих странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам, Так в соответствии с миграционным законодательством США в последние годы в страну допускается не более 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.

Трудовая миграция

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют «грязную», опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Примерно половина всех зарегистрированных мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую. Например, отмечаются крупные потоки из Гаити в Доминиканскую Республику, из Буркина-Фасо в Кот-дИвуар, из Египта в Иорданию, из Индонезии в Малайзию либо в Аргентину из соседних стран. Около 2 млн. азиатских работников покидают ежегодно свои страны в поисках работы в других странах в этом же или в других регионах на условиях краткосрочных контрактов занятости.