Расходы На Участие В Тендере 2022 Год Учет

Учет расходов на участие в тендере

В тендере участвуют две стороны: это заказчик и компании-конкурсанты. Участникам тендера направляется бриф (приглашение к участию), который состоит из следующих частей: описание компании-заказчика, постановка проблемы, описание желаемого результата, требования к участнику тендера, описание формы подачи заявки, критерии оценки претендентов, сроки проведения тендера.

Судом при рассмотрении дела установлено, что основными видами деятельности организации являлись комиссионная и оптовая торговля медикаментами, в том числе на экспорт. И организация заключала договоры на оказание маркетинговых услуг, предметом которых являлось оказание услуг по сравнительному анализу цен среди оптовых фармацевтических компаний, подготовка и предоставление информации, сбор данных, обработка и составление сравнительной таблицы цен по закупкам от поставщиков, составление спецификации для участия в тендерных торгах. На основании представленных договоров, контрактов, с учетом осуществляемого организацией вида деятельности суд пришел к выводу, что полученная информация была необходима налогоплательщику для дальнейшей работы и продвижения продукции на рынок, а также для участия в тендерах.

Однако Минфин придерживается иной позиции. Главное финансовое ведомство в своем Письме от 21.01.2004 N 04-02-05/3/1 разъясняет, что отражать расходы на участие в тендере, в случае если организация проиграла, в целях налогообложения прибыли не следует. Главный аргумент при этом — расходы не направлены на получение дохода. Выходит, что не выполняется одно из условий признания расходов в целях налогообложения прибыли, установленных в ст. 252 НК РФ.

ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль по эпизоду отнесения на расходы затрат по оплате тендерной документации. По мнению налогового органа, расходы, связанные с оплатой документов, необходимых для участия в тендере, не связаны с производственной деятельностью организации. Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал, что расходы по оплате документов, необходимых для участия в тендере, непосредственно не связаны с производством продукции (работ, услуг), участие в конкурсе (тендере) не является обязательным элементом деятельности истца. Однако апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции и удовлетворила требования в этой части. Кассационная инстанция также не нашла оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

Проведение тендера в последнее время становится распространенной практикой. На этом конкурсе фирмы-участницы выдвигают свои предложения по конкретным видам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, а также по цене. В связи с этим организации несут некоторые расходы. Например, затраты могут быть связаны с приобретением документации, необходимой для участия в тендере. Как отражаются такие расходы в бухгалтерском учете? Учитываются ли они для целей налогообложения прибыли? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.

Порядок формування в бухгалтерському обліку інформації про витрати підприємства та її розкриття у фінансовій звітності визначено Положенням (стандартом) бухгалтерського обліку 16 «Витрати», затвердженим наказом Міністерства фінансів України від 31.12.1999 р. N 318 (далі — П(С)БО 16).

Відповідно до Національного положення (стандарту) бухгалтерського обліку 1 «Загальні вимоги до фінансової звітності», затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 07.02.2013 р. N 73, операційна діяльність — це основна діяльність підприємства, а також інша діяльність, яка не є інвестиційною чи фінансовою діяльністю. Витрати — це зменшення економічних вигод у вигляді вибуття активів або збільшення зобов’язань, які призводять до зменшення власного капіталу (за винятком зменшення капіталу за рахунок його вилучення або розподілення власниками).

Згідно з пунктом 7 П(С)БО 16 витрати визнаються витратами певного періоду одночасно з визнанням доходу, для отримання якого вони здійснені. Витрати, які неможливо прямо пов’язати з доходом певного періоду, відображаються у складі витрат того звітного періоду, в якому вони були здійснені.

Ураховуючи інформацію, наведену у запиті, витрати, понесені підприємством під час участі в тендерах, зокрема на оплату послуг електронного майданчика, підготовку тендерної документації, можуть бути віднесені до складу витрат на збут (якщо учасник став переможцем торгів) або до складу інших витрат операційної діяльності (якщо учасник не став переможцем торгів).

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что для целей ис­числения налоговой базы по налогу на прибыль налого­плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, ука­занных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обосно­ванные и документально подтвержденные затраты, осу­ществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Для участия в тендере необходимо приобрести пол­ный комплект конкурсной документации. Его может по­лучить уполномоченный представитель организации, имеющий при себе в обязательном порядке доверен­ность на получение документов и платежное поручение об оплате ее стоимости. Комплект конкурсной докумен­тации может быть также направлен заинтересованным организациям-участникам по почте. При поступлении со­ответствующего запроса и оплаты документы будут неза­медлительно отправлены участникам.

Проведение тендера в последнее время становится распространенной практикой. На этом конкурсе фирмы-участницы выдви­гают свои предложения по конкретным ви­дам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, а также по цене. В связи с этим организации несут некоторые расхо­ды. Например, затраты могут быть связаны с приобретением документации, необходи­мой для участия в тендере. Как отражают­ся такие расходы в бухгалтерском учете? Учитываются ли они для целей налогооб­ложения прибыли? Об этом вы сможете уз­нать из нашей статьи.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документа­ми, которые составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Произведенные расходы возможно вклю­чить в состав затрат при выполнении следующих усло­вий: расходы должны быть фактически произведены и оплачены, а также они должны быть документально под­тверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.

Некоторые специалисты ФНС РФ солидарны с судьями. На вопрос, можно ли учесть затраты на участие в тендере, если по результатам конкурса договор подряда не был за­ключен, налоговики дали положительный ответ. Аргу­менты следующие. Тендерные торги могут предусматри­вать в качестве необходимых условий участия обязан­ность представления участником конкурсного предложе­ния, внесения задатка, выполнения других требований. Поэтому если расходы произведены в связи с исполнени­ем предъявляемых в рамках тендера требований и не возвращаются участникам, то их можно учесть при нало­гообложении прибыли. Причем независимо оттого, выиг­рала организация конкурс или нет.

Разберемся, облагаются ли затраты на корпоратив страховыми взносами. За ту часть праздника, которую работодатель не смог провести как представительское мероприятие, налог придется заплатить сотрудникам. Когда работодатель оплачивает аренду зала, банкетное обслуживание и меню, Деда Мороза, салют и фонтан из шампанского, он делает это как бы за своих сотрудников. А значит, они получают выгоду, равную стоимости всего этого в расчете на каждого человека. Раз есть выгода, то, в силу статьи 210 НК РФ, с нее положено заплатить налог, поскольку объектом обложения НДФЛ и страховыми взносами являются доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. А в статье 211 НК РФ прямо сказано, что к доходам в натуральной форме относятся оплата работодателем отдыха, компенсации проезда и других материальных благ работникам, прямо не связанных с исполнением ими служебных обязанностей, в том числе корпоратива.

Поэтому работодатель обязан поделить всю сумму затрат на число участников торжества и выяснить, какую выгоду получил каждый из них. Дальше в качестве налогового агента он обязан исчислить и удержать с работников НДФЛ, перечислить его в бюджет. Об этом пишут специалисты Минфина (письма Минфина от 03.04.2013 № 03-04-05/6-333, от 06.03.2013 № 03-04-06/6715).

  • издать приказ по фирме, в котором оформляем корпоративное мероприятие с партнерами по бизнесу для обсуждения совместных планов на грядущий год;
  • сумма не превышает 4% от фактических затрат на оплату труда;
  • на все затраты по торжеству есть правильно оформленные документы (договоры, акты выполненных услуг, смета представительских расходов);
  • мероприятие проходит как представительское, с приглашенными гостями из других фирм;
  • возмещают только затраты на официальную часть (банкет, доставка гостей к месту праздника, аренда помещения), но не на развлечения;
  • после корпоратива составлен отчет о его проведении.

Если компания празднует Новый год с размахом, оплата новогоднего мероприятия за счет организации приведет к весомым тратам. Рачительный директор, а тем более главный бухгалтер, задумается над тем, правомерно ли считать расходы на корпоративный праздник представительскими. В статье 252 НК РФ сказано, что в целях налогообложения прибыли разрешается учесть затраты, которые являются экономически обоснованными и подтверждены соответствующими документами. Но самое главное — такие затраты должны быть непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью, то есть направлены на получение прибыли.

Казалось бы, раз нельзя уменьшить базу налогообложения прибыли, то и поделать ничего нельзя. Но не все так однозначно. Есть статья затрат, которая относится на расходы, уменьшающие прибыль, и одновременно очень похожая на корпоратив, но в силу п. 22 статьи 264 НК РФ признанная экономически оправданной. Это представительские расходы. Как списать затраты на праздник в расходы, признав их представительскими, — потратить на праздник разрешено только 4% затрат на оплату труда. Все, что больше, — только за счет прибыли. Рассчитать эти суммы следует в смете расходов для проведения вечера отдыха. Документ утверждается руководителем организации.

Расходы будущих периодов в налоговом учете в 2022 году

Однако Минфин России по данному вопросу придерживается иной позиции и разъясняет, что такие затраты списываются в течение срока, на который выдан сертификат (письма от 6 октября 2011 г. № 03-03-06/1/635, от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/1/307 и от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

Суды также однозначно указывают, что затраты на получение доступа к телефонной связи входят в состав прочих расходов на основании подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 2 ноября 2010 г. № КА-А41/13110-10, ФАС Уральского округа от 22 октября 2008 г. № Ф09-7701/08-С3 по делу № А07-14523/07, ФАС Поволжского округа от 29 января 2008 г. по делу № А55-7387/2007 11 ).

ООО «Бригантина» в мае 2017 года приобрело годичный страховой полис на свое материальное имущество за 300 000 руб., уплаченных страховому агентству единовременно. Действие договора начинается 1 июня 2017 года и заканчивается 1 июня 2018 года. Бухгалтеру нужно будет сделать следующие отметки в отчетных документах:

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.

Интересное:  Список Оквэд Енвд 2022

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Как изменились документы на подотчет с 1 июля 2022 года с учетом льготы

Изменений по авансовым отчетам в 2021 году не было – этот документ по-прежнему обязателен для заполнения. Если авансовый отчет составляется в электронной форме, необходимо использование электронной подписи всеми сотрудниками, участвующими в его заполнении (письмо Минфина от 20.08.2015 № 03-03-06/2/48232).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

«Аналогичные выводы содержит, например, Постановление ФАС Московского округа от 16 августа 2006 г. № КА-А40/7011-06 — платежи по договору, который впоследствии был признан недействительным, подлежат восстановлению путем включения их в доходы налогоплательщика», — сообщает генеральный директор ООО «Финстатус» Алла Боброва.

Участником тендера может стать практически любая фирма, которая заинтересуется конкурсом и обратится к его организаторам с коммерческим предложением. Кроме этого, для участия в торгах компании придется оплатить сбор, приобрести тендерную документацию, оформить банковскую гарантию, внести задаток и исполнить ряд других требований. Выполнение этих условий обязательно для допуска к конкурсу. Причем величина трат одинакова для всех и не зависит от результатов тендера. Однако для целей бухгалтерского и налогового учета понесенных затрат факт выигрыша имеет первостепенное значение. В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в тендере, бесспорно можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». А как же учесть затраты, если торг проигран, и контракт заключен не будет?

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

ссылка на закон Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

На сегодняшний день как специалисты финансового ведомства, так и представители налоговой службы поменяли свое мнение по данному вопросу и согласились с налогоплательщиками. Теперь «расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов» (письмо Минфина от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7, письмо УФНС по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557). Правда, для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, тематика конкурса должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. Во-вторых, расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами тендера к участникам, и не возвращаться при проигрыше. В-третьих, затраты и факт участия в конкурсе должны быть подтверждены документально.

Торги: как учесть расходы на проведение или на участие

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

13:11 ИА Можно ли при общей системе налогообложения единовременно списать в бухгалтерском и налоговом учете затраты за услуги по предоставлению доступа к электронной торговой площадке? По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения прибыли расходы в виде услуг по предоставлению доступа на электронную торговую площадку рекомендуем учитывать равномерно в течение года, за который произведена оплата за указанные услуги.

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ).

Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Если есть потребность разделять в учете заблокированные и свободные средства на спецсчете, то можно для целей внутреннего учета воспользоваться каким-нибудь забалансовым счетом или добавить субсчет/субконто второго порядка к счету 55 (51/спецсчет), но заморачиваться с этим микропредприятию совсем не обязательно.

Расходы На Участие В Тендере 2022 Год Учет

Затраты на участие в тендере учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов. Денежные средства, перечисленные в целях обеспечения заявки и исполнения контракта, к расходам не относятся.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).
Тендер — это выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам.
Большая часть тендеров проходит в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.
Электронная площадка — сайт в Интернете, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Основные затраты на участие в тендерах:
• оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП);
• вознаграждение оператору ЭП;
• комиссия банка за блокировку денежных средств;
• обеспечение заявки и исполнения контракта.
Затраты на электронную подпись включают стоимость ключевого носителя (USB-токен) и стоимость генерации ключа. Ключевой носитель может отражаться в составе запасов и списываться на счета учета затрат (п. 3, пп. «б» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н). Стоимость генерации ключа учитывается единовременно как расходы по обычным видам деятельности (коммерческие или управленческие) (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99)).
Операторы ЭП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт (ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564). В случае наличия у участника закупки специального счета оператор ЭП вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств к специальному счету (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 564). Данные затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99).
Если электронная процедура выиграна, но контракт не заключен, то плата за участие в торгах учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Участник закупки может предоставлять заказчику финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 25 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Чаще всего на электронных торгах претенденты вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках (ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Для участия в конкурсе или аукционе производится блокирование средств на спецсчете в размере обеспечения соответствующей заявки. Предоставление участником обеспечения заявки не относится к расходам (ч. 20 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 15 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, п. п. 2, 3 ПБУ 10/99).
Комиссия банка за блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Средства на спецсчете отражают на счете 55 «Специальные счета в банках». Сумму предоставленного обеспечения отражают на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Обычно организация, выигравшая тендер, предоставляет заказчику финансовое обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Это может быть банковская гарантия либо внесение денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). За выдачу гарантии организация выплачивает банку вознаграждение. Расходы на гарантию относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете расходы на участие в тендерах могут быть отражены следующими записями (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций):

Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Расходы на электронную цифровую подпись
Стоимость USB-токена 10 60 Накладная
Услуги по созданию электронного цифрового ключа 26 (44) 60 Акт об оказании услуг
Стоимость USB-токена списана в расходы 26 (44) 10 Требование-накладная
Отражен предъявленный НДС 19 60 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 Счет-фактура
Произведена плата за ключевой носитель, услуги по созданию ключа 60 51 Выписка банка по расчетному счету
Расходы на вознаграждение оператору ЭП
Перечислено вознаграждение оператору ЭП 60 (76) 51 (55) Выписка банка по расчетному счету (Выписка банка по специальному счету)
Отражен НДС, предъявленный оператором ЭП 19 60 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 Счет-фактура
Вознаграждение оператору ЭП учтено в составе расходов 26 (44, 91) 60 (76) Акт об оказании услуг
Учет обеспечения заявки на участие в торгах
Перечислены денежные средства на специальный счет 55-о 51 Выписка банка по специальному счету
Заблокированы денежные средства на специальном счете 55-б 55-о Реестр транзакций (в личном кабинете на ЭП), Выписка банка по специальному счету
Отражена сумма обеспечения 009 Выписка банка по специальному счету, Бухгалтерская справка
Снятие блокировки денежных средств на специальном счете 55-о 55-б Реестр транзакций (в личном кабинете на ЭП), Выписка банка по специальному счету
Выведены средства со специального счета на расчетный счет организации 51 55-о Заявка организации, Выписка банка по специальному счету
Списана сумма обеспечения 009 Выписка банка по специальному счету
Расходы на комиссию банка за блокировку денежных средств
Комиссия банка учтена в составе прочих расходов 91-2 76 (60) Банковский ордер, Выписка банка по расчетному счету
Списана плата за услуги банка 76 (60) 51 Выписка банка по расчетному счету
Учет обеспечения исполнения контракта (перечисления денежных средств на счет заказчика)
Перечислены денежные средства в качестве обеспечения заказчику закупки 76 51 Выписка банка по расчетному счету
Отражена сумма обеспечения 009 Выписка банка по расчетному счету, Бухгалтерская справка
Сумма обеспечения возвращена заказчиком закупки 51 76 Выписка банка по расчетному счету
Списана сумма обеспечения 009 Выписка банка по расчетному счету
Учет расходов на банковскую гарантию
Перечислено вознаграждение за банковскую гарантию 76 51 Выписка банка по расчетному счету
Учтены расходы на вознаграждение банку за выданную гарантию 26 (44, 91) 76 Договор о выдаче банковской гарантии
Банковская гарантия учтена в качестве выданного обеспечения (с момента начала действия банковской гарантии) 009 Банковская гарантия
Прекращено действие банковской гарантии 009 Банковская гарантия

Интересное:  Размер Семьи В России 2022

4. Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально-ориентированным некоммерческим организациям, если тендер проходит с ограничениями для таких организаций по ч. 3 ст. 30 44-ФЗ. Она предоставляется с помощью функционала электронной площадки. Подробнее об этом — декларация СМП: когда нужна и как оформить для госзакупок.

4. Копии документов, которые подтверждают, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства. Их прикладывают, только если законодательство требует этого и заказчик установил это в документации. Например, в тендерах лекарств прикладывают копию регистрационного удостоверения лекарственного препарата. Подробнее об этом — регистрационное удостоверение на медизделия: что это и как получить.

1. Характеристики товара, предлагаемого участником закупки к поставке и соответствующего показателям из описания объекта закупки. Товарный знак по-прежнему будет указываться при его наличии. Эта информация указывается не только при закупке товаров, но и если закупаются работы (услуги), при выполнении (оказании) которых поставляется товар. При этом она:

Впервые в истории контрактного законодательства обязательность декларирования распространяется и на п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Скорее всего, это связано с тем, что законодатели изменили формулировку требования, которое закреплено в этом пункте. В действующей редакции достаточно, чтобы сам участник закупки не являлся офшорной компанией, а с 2022 года это требование ужесточится:

5. О праве на получение преимуществ, которые предоставляются учреждениям (предприятиям) уголовно-исполнительной системы или организациям инвалидов, если участник заявил об этом праве в рамках ст. 28, 29 44-ФЗ. Какие это документы по ст. 28-29 44-ФЗ — декларация, требование или заявление о предоставлении преимуществ. Это подтверждается п. 3 постановления Правительства РФ № 341 от 15.04.2014 и п. 2 постановления Правительства РФ № 649 от 14.07.2014. Обязательной формы для этих бумаг в контрактном законодательстве не утвердили.

Новые правила участия в тендерах в 2022 г

  • Сокращение количества способов определения поставщика.
  • Введение единой формы документации при проведении открытых закупок.
  • Новые требования к документации проведения закупок строительно-монтажных работ.
  • Единые сроки размещения, предоставления разъяснения, внесения изменений для всех закупок.
  • Единые требования к составу и содержанию заявок ‎на участие в закупках.
  • Новые правила проведения электронного аукциона.
  • Новые правила проведения электронного конкурса.
  • Установление максимального срока торгов.
  • Новые случаи проведения закрытых процедур.

Государство продолжает реформирование Госзакупок в сторону оптимизации и упрощения процессов с целью увеличения доступности участия в поставках малого и среднего предпринимательства и предоставления преференций товарам, работам и услугам отечественного происхождения.

  • Правила заключения контракта с вторым-пятым участником торгов.
  • Новые правила внесения изменений в заключенный контракт.
  • Новые правила одностороннего расторжения контракта.
  • Расторжение и изменение контрактов через функционал сайта ЕИС.
  • Введение понятие этапа исполнения контракта.
  • Применение электронной приёмки (актирования).

Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021).

Унитарные предприятия работают по нормам федеральной контрактной системы при получении субсидии из бюджета в рамках ст. 15 44-ФЗ. Основная закупочная деятельность строится на нормах 223-ФЗ. Информация о плане закупок по 223-ФЗ федерального государственного (муниципального) унитарного предприятия формируется в ЕИС на текущий финансовый год и плановый период.

Плановый документ актуален в течение периода действия закона о бюджете (федеральном, муниципальном и внебюджетных фондов) на следующий отчетный и плановый периоды (ч. 5 ст. 16 44-ФЗ). Это позволяет заказчикам заключить как соглашение на один год, так и двухгодичный контракт по 44-ФЗ или более долгосрочный госконтракт. План-график составляется и публикуется в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством, принятым на следующий период (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

  1. Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения.
  2. Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств.
  3. Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения).
  1. Откройте актуальный план-график.
  2. В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
  3. Разделите платежи по годам.
  4. Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования.
  5. Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документа­ми, которые составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Произведенные расходы возможно вклю­чить в состав затрат при выполнении следующих усло­вий: расходы должны быть фактически произведены и оплачены, а также они должны быть документально под­тверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что для целей ис­числения налоговой базы по налогу на прибыль налого­плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, ука­занных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обосно­ванные и документально подтвержденные затраты, осу­ществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S ).

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

  • не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
  • не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
  1. Аукцион:
    • электронный аукцион
    • закрытый аукцион
    • закрытый аукцион в электронной форме
  2. Конкурс:
    • открытый конкурс в электронной форме
    • закрытый конкурс
    • закрытый конкурс в электронной форме
  3. Запрос котировок в электронной форме

На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.

Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.

Как ИП может участвовать в тендерах 2022 года

  1. Сделать электронную подпись, которая необходима для документооборота.
  2. Пройти аккредитацию на торговой площадке, чтобы видеть актуальные предложения. Для эффективного участия в торгах лучше обратиться к специалистам, чтобы установить на компьютер необходимые программы и получить поддержку при аккредитации.

Принято считать, что тендеры организовывают для крупных компаний. Многие предприниматели задают вопрос, может ли ИП участвовать в тендерах? Положительным моментом является возможность получить доход и повысить репутацию хозяйствующего субъекта. Многие бизнесмены не участвуют в тендерах, так как не знают о правилах проведения процедуры и необходимой документации.

Чаще всего сумма обеспечения равна от 0,5 до 5%. Редко встречаются электронные торги без гаранта. Таким гарантом может выступить банк, который согласится произвести тендерное кредитование. Это позволит хозяйствующему субъекту не тратить личные оборотные средства. ИП имеет право подать несколько заявок на участие в торгах.

Учитывая специфику отрасли и соблюдая нормативные требования компания может принимать участие в тендере на строительство. Однако по закону ИП должен иметь подтвержденный опыт в постройках объектов. Кроме этого, предприниматель обязан быть членом саморегулируемой организации. Информация о ней должна быть отображена в государственном реестре. Без СРО принимать участие ИП не позволят.

В процесс торгов выбирается лучший участник среди претендентов, которые предлагают свои товары и услуги. Любая компания может участвовать в платных и бесплатных электронных торгах. Организатор имеет право корректировать требования и правила процесса. Как участвовать в тендере новичку ИП в году? Важно сразу расставить приоритеты с учетом рисков и недостатков.

Расходы На Участие В Тендере 2022 Год Учет

Для покупки или продажи товаров либо услуг компании зачастую обращаются к тендерам. При этом предполагаются определенные расходы на оформление и подачу заявок. Но если у частной фирмы есть еще шансы найти то, что им требуется каким-либо другим способом, то государственные компании по умолчанию не имеют иной возможности осуществить поиск закупок, что официально зафиксировано законодательством.

На случай, если организатор откажется от проведения торгов, законом предусмотрены крайние сроки оповещения об этом участвующих в них организаций и условия возмещения расходов. Если торги предполагается проводить в виде конкурса, то о факте отказа участники должны быть проинформированы не позднее 30-ти дней до предусмотренной даты. В случае торгов в форме аукциона, организатор обязан оповестить об отказе от их проведения хотя бы за 3 дня до их начала. При нарушении этих сроков он обязан выплатить участникам сумму ущерба. Если должны были проводиться закрытые торги, т.е. торги, в которых участвуют только заранее отобранные организатором претенденты, ущерб возмещается в любом случае.

Интересное:  Как Узнать Последнее Оплаченное Показание Счетчика Воды

Фактическим устроителем тендера является заказчик, по чьей инициативе он проводится. Организация тендера предполагает участие в нем не только продавцов и покупателей услуг или товаров, но и независимых специалистов: тендерного комитета и собственно организатора торгов – юридического лица, имеющего соответствующую лицензию и выполняющего функции посредника между заказчиком и претендентами.

Организатор подготавливает документацию, а также занимается всеми вопросами относительно оповещения о проведении соответствующего тендера: размещением объявлений в СМИ, рассылкой приглашений. В обязанности организатора также входит формирование комитета, предоставление документации участникам и оглашение результатов.

Предусмотрено возвращение суммы задатка, внесенного при подаче заявки на участие, проигравшим участникам тендера. Внесенный задаток не считается доходом устроителя и, соответственно, налогом не облагается. Одновременно, возврат суммы задатка проигравшим организациям не считается расходом и при расчете НДС не учитывается.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

До 2011 г. компании использовали для отражения расходов, связанных с участием в торгах, счет 97 «Расходы будущих периодов», на котором эти расходы числились до объявления результатов торгов. Если выяснялось, что торги проиграны, расходы списывали в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», если же компания выигрывала конкурс или аукцион, эти расходы списывали в дебет соответствующих счетов учета затрат в порядке, предусмотренном учетной политикой строительной организации. В настоящее время использовать эту схему нельзя. Это обусловлено изменениями, внесенными приказом Минфина России от 24.12.10 № 186н в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, начиная с 2011 г. организации не могут произвольно использо­вать счета 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов».

С другими расходами ситуация обстоит сложнее, чаще всего они (например, почтовые расходы и расходы на подготовку пакета документов, представляемых на торги) осуществляются еще до проведения конкурса или аукциона. Исход торгов в это время еще неизвестен. Если он будет благоприятным для конкурсанта, и в результате он заключит желаемый договор, все эти расходы можно отнести к расходам по обычным видам деятельности. Но если конкурс или аукцион будет проигран, а договор не заключен, получается, что расходы были осуществлены напрасно.

В некоторых случаях необходимо заплатить за предоставление конкурсной документации. Кроме того, при подготовке заявок и предложений приходится оплачивать услуги сторонних организаций, привлекаемых к разработке и оформлению заявок и предложений, услуги связи (например, почтовые расходы) или командировочные расходы, если пакет документов до­ставляется одним из сотрудников организации лично организатору торгов, а также нести другие подобные расходы.

Это напрямую затрагивает порядок учета расходов, связанных с участием в торгах, так как фактически эти расходы возникают еще до проведения торгов (до подачи заявки и ее рассмотрения организатором торгов). То есть тогда, когда результат торгов еще неизвестен, равно как и последующие действия строительной организации-участника (к примеру, даже при положительном результате строительная организация может принять решение отказаться от заключения контракта) (пример 5).

В частности, согласно новой редакции п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Расходы На Участие В Тендере 2022 Год Учет

Затраты на участие в тендере учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов. Денежные средства, перечисленные в целях обеспечения заявки и исполнения контракта, к расходам не относятся.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).
Тендер — это выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам.
Большая часть тендеров проходит в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.
Электронная площадка — сайт в Интернете, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (п. 17 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Основные затраты на участие в тендерах:
• оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП);
• вознаграждение оператору ЭП;
• комиссия банка за блокировку денежных средств;
• обеспечение заявки и исполнения контракта.
Затраты на электронную подпись включают стоимость ключевого носителя (USB-токен) и стоимость генерации ключа. Ключевой носитель может отражаться в составе запасов и списываться на счета учета затрат (п. 3, пп. «б» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н). Стоимость генерации ключа учитывается единовременно как расходы по обычным видам деятельности (коммерческие или управленческие) (п. п. 5, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99)).
Операторы ЭП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт (ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564). В случае наличия у участника закупки специального счета оператор ЭП вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств к специальному счету (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 564). Данные затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99).
Если электронная процедура выиграна, но контракт не заключен, то плата за участие в торгах учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Участник закупки может предоставлять заказчику финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 25 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Чаще всего на электронных торгах претенденты вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках (ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Для участия в конкурсе или аукционе производится блокирование средств на спецсчете в размере обеспечения соответствующей заявки. Предоставление участником обеспечения заявки не относится к расходам (ч. 20 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, ч. 15 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, п. п. 2, 3 ПБУ 10/99).
Комиссия банка за блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).
Средства на спецсчете отражают на счете 55 «Специальные счета в банках». Сумму предоставленного обеспечения отражают на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Обычно организация, выигравшая тендер, предоставляет заказчику финансовое обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Это может быть банковская гарантия либо внесение денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). За выдачу гарантии организация выплачивает банку вознаграждение. Расходы на гарантию относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учете расходы на участие в тендерах могут быть отражены следующими записями (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций):

Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
Расходы на электронную цифровую подпись
Стоимость USB-токена 10 60 Накладная
Услуги по созданию электронного цифрового ключа 26 (44) 60 Акт об оказании услуг
Стоимость USB-токена списана в расходы 26 (44) 10 Требование-накладная
Отражен предъявленный НДС 19 60 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 Счет-фактура
Произведена плата за ключевой носитель, услуги по созданию ключа 60 51 Выписка банка по расчетному счету
Расходы на вознаграждение оператору ЭП
Перечислено вознаграждение оператору ЭП 60 (76) 51 (55) Выписка банка по расчетному счету (Выписка банка по специальному счету)
Отражен НДС, предъявленный оператором ЭП 19 60 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68 19 Счет-фактура
Вознаграждение оператору ЭП учтено в составе расходов 26 (44, 91) 60 (76) Акт об оказании услуг
Учет обеспечения заявки на участие в торгах
Перечислены денежные средства на специальный счет 55-о 51 Выписка банка по специальному счету
Заблокированы денежные средства на специальном счете 55-б 55-о Реестр транзакций (в личном кабинете на ЭП), Выписка банка по специальному счету
Отражена сумма обеспечения 009 Выписка банка по специальному счету, Бухгалтерская справка
Снятие блокировки денежных средств на специальном счете 55-о 55-б Реестр транзакций (в личном кабинете на ЭП), Выписка банка по специальному счету
Выведены средства со специального счета на расчетный счет организации 51 55-о Заявка организации, Выписка банка по специальному счету
Списана сумма обеспечения 009 Выписка банка по специальному счету
Расходы на комиссию банка за блокировку денежных средств
Комиссия банка учтена в составе прочих расходов 91-2 76 (60) Банковский ордер, Выписка банка по расчетному счету
Списана плата за услуги банка 76 (60) 51 Выписка банка по расчетному счету
Учет обеспечения исполнения контракта (перечисления денежных средств на счет заказчика)
Перечислены денежные средства в качестве обеспечения заказчику закупки 76 51 Выписка банка по расчетному счету
Отражена сумма обеспечения 009 Выписка банка по расчетному счету, Бухгалтерская справка
Сумма обеспечения возвращена заказчиком закупки 51 76 Выписка банка по расчетному счету
Списана сумма обеспечения 009 Выписка банка по расчетному счету
Учет расходов на банковскую гарантию
Перечислено вознаграждение за банковскую гарантию 76 51 Выписка банка по расчетному счету
Учтены расходы на вознаграждение банку за выданную гарантию 26 (44, 91) 76 Договор о выдаче банковской гарантии
Банковская гарантия учтена в качестве выданного обеспечения (с момента начала действия банковской гарантии) 009 Банковская гарантия
Прекращено действие банковской гарантии 009 Банковская гарантия

Еще одна хорошая новость: аккредитация участника закупок на всех площадках после регистрации в ЕИС будет не только автоматической, но и бессрочной. Исключение — площадка «АСТ ГОЗ». Чтобы аккредитоваться на ней, придется подать заявление. Это потому, что там заказы размещают МВД, МЧС, ФСБ, ФСО, которые не торгуются на общих условиях.

Для СМП и СОНКО в 2022 году сроки оплаты будут равны десяти рабочим дням с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товара или работ. Раньше на это отводилось 15 дней. Для остальных участников госзакупок сроки тоже сократятся, причем вдвое — с 30 рабочих дней до 15.

Раньше закон обязывал заказчиков закупать у СМП (субъектов малого и среднего предпринимательства) и СОНКО (социально ориентированых некоммерческих организаций) не менее 15% товаров и услуг от всех закупок за год. Теперь долю таких обязательных закупок увеличили до 25%. Начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) — то есть цена, с которой начинается торг, — в них будет до 20 млн руб. Дальше участники соревнуются, кто предложит меньше.

Оставлять жалобы смогут лишь те, кто зарегистрирован в ЕИС, то есть имеют прямое отношение к закупкам. Причем на одно извещение можно будет пожаловаться только один раз. Если жалоба касается предквалификации — например, участник считает, что она не соответствует норме, — пожаловаться он сможет в том случае, если у него самого есть предквалификация. А если нет, жалобу не примут. Эти ограничения помогут бороться с «профессиональными жалобщиками», которые пишут обращения по любому поводу, только бы затянуть подведение итогов.

До 2022 года на обеспечение исполнения контракта (это задаток, который вносит победитель для покрытия возможного ущерба заказчика, если работы будут выполнены некачественно) вместо денег можно было предоставить банковскую гарантию. Ее выдавали лицензированные банки.