Резерв По Сомнительным Долгам В Бухгалтерском Учете 2022 При Перечислении Аванса

Резерв по сомнительным долгам

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)
  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

— В целях налогового учета сомнительным долгом может быть признана любая просроченная задолженность (кроме долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов) с учетом возникновения, а с точки зрения бухгалтерского учета — только просроченная дебиторская задолженность за ранее отгруженные товары (работы, услуги).

В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы также списывают. Их отражают в качестве прочих доходов компании. При этом, списав резерв, фирма должна создать его в конце года вновь (*).

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Для признания долга безнадежным достаточно наличия одного из указанных выше оснований. Например, если истек срок исковой давности, не нужно ждать ликвидации должника или признания его банкротом (письмо Минфина России от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/725). Если есть несколько оснований для признания долга безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из таких оснований (письма Минфина России от 22 июня 2011 г. № 03-03-06/1/373, от 28 марта 2008 г. № 03-03-06/4/18).

Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев с отчетной даты, то есть с 31 декабря, тогда обязательство рассчитывается путем дисконтирования. Дело в том, что к моменту оплаты обязательство вырастет. Формула дисконтирования, которую нужно применять в таких ситуациях, приведена в приложении 2 к ПБУ 8/2010.

В целях исчисления налога на прибыль учесть дебиторскую задолженность в составе затрат возможно в случаях, предусмотренных п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ: к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов.

Как уже из моей лекции стало понятно, резервы сомнительных долгов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают. Необходимо решить вопрос, как будут отражаться разницы. Даже если в компании создан резерв по двум видам учета, разницы лучше считать постоянными.

Ограничения в отношении резерва для целей налогообложения по времени и по сумме. Сомнительная задолженность моложе 45 дней не увеличивает сумму резерва. По задолженности сроком от 45 до 90 дней резерв создается только на половину суммы. И только по истечении 90 дней резерв можно создавать на полную сумму задолженности.

Таким образом, по нашему мнению, при наличии в рассматриваемой ситуации у организации-кредитора достаточных доказательств направленности своих действий по прощению задолженности на получение дохода она может учесть сумму дебиторской задолженности, списанную в результате прощения долга, при расчете налогооблагаемой прибыли в составе внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако, учитывая официальную позицию по данному вопросу, полностью исключить вероятность возникновения налогового спора в этом случае мы не можем.

И те же самые отчеты могут быть положены в основу бухгалтерских процедур по формированию резервов по сомнительным долгам. В частности, вполне допустимо увязать оценку вероятности погашения долга со степенью просрочки: например, считать, что в случае, если просрочка превышает 180 дней, вероятность непогашения долга составляет 100% (значит, надо резервировать всю сумму задолженности), а, скажем, при просрочке от 15 до 30 дней резервировать 15 — 20% от суммы сомнительной задолженности.

На практике это означает, что те организации, которые применяют ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» , то есть, по сути, все, кроме малых предприятий и некоммерческих организаций, воспользовавшихся своим правом это ПБУ не применять, должны фиксировать возникающие разницы, а также отражать в учете соответствующие постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства.

Во-вторых, определять величину резерва предписывается отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Иными словами, в отличие от налогового учета, где единственным критерием для определения суммы резерва является степень просрочки (свыше 90 дней или от 45 до 90 дней включительно), в бухучете этот фактор не имеет решающего значения. Более того, он незначителен, если только соответствующие критерии не будут включены в систему оценки вероятности погашения долга, устанавливаемую каждой организацией самостоятельно. Зато необходимо производить оценку финансового состояния и платежеспособности каждого «сомнительного» должника, исходя из которой дается оценка вероятности погашения долга и прогнозируется ожидаемая к погашению сумма.

Интересное:  Законопроект Три За Четыре Дня Для Осужденных

Поэтому помимо выявления просроченных долгов (и определения степени их просрочки) в обязательном порядке нужно проводить анализ «сомнительных» дебиторов и оценку вероятности погашения долгов и ожидаемых к погашению сумм. А это значит, что материальным выражением прописанных в учетной политике процедур должен стать целый пакет документов, отражающих результаты проведенных мероприятий, на основе которых определяется сумма резерва, которая, в свою очередь, указывается в соответствующей бухгалтерской справке и на бухгалтерских счетах.

  1. задолженность покупателя — ОАО «Гипер» — за реализованные ему товары в размере 440 тыс. руб., срок оплаты по договору — 15.06.2012;
  2. задолженность покупателя — ЗАО «Супер» — за реализованные ему товары в размере 352 тыс. руб., срок оплаты по договору — 20.07.2012;
  3. задолженность покупателя — ООО «Гурман» — за реализованные ему товары в размере 165 тыс. руб., срок оплаты по договору — 24.08.2012;
  4. задолженность покупателя — ЗАО «Мираж» — за реализованные ему товары в сумме 110 тыс. руб., срок оплаты по договору — 15.10.2012, при этом к 30.09.2012 уже известно, что в отношении данного покупателя инициирована процедура банкротства и высока вероятность того, что данный долг вообще не будет погашен;
  5. задолженность поставщика — ООО «Мукомол» — в размере перечисленной 03.08.2012 предоплаты за муку в сумме 100 тыс. руб. (срок поставки согласно договору — 30.08.2012, однако по состоянию на 30.09.2012 условия договора поставщиком так и не выполнены).

(3) не считается безнадежной, что очевидно: ведь в отношении такой задолженности сомневаться (а значит, создавать резерв) уже поздно… ☹. Ясно также, что не имеет смысла создавать резервы под «дебиторку», которая обеспечена поручительством, гарантией, залогом, задатком, в соответствии с гл. 49 ГКУ.

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Для начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

Следует отметить, что при создании резерва по сомнительным долгам организация не должна учитывать те суммы дебиторской задолженности, которые возникли в период применения системы налогообложения, отличной от общей, например ЕНВД письмо Минфина России от Шаг 2.

С 2017 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство.

Если организация не использовала созданный резерв по сомнительным долгам ни в какой части и в полном объеме переносит его на следующий отчетный (налоговый) период, то сумма вновь создаваемого резерва, определяемая в порядке, установленном п. 4 ст. 266 НК РФ (не более 10% от выручки отчетного (налогового) периода), также должна быть скорректирована в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-03-06/1/97).

Если величина резерва, рассчитанного исходя из суммы дебиторской задолженности, превышает максимальный размер резерва, рассчитанного исходя из размера выручки, то резерв создается исходя из максимально возможной величины. Если сумма дебиторской задолженности меньше максимально возможного размера резерва, рассчитанного исходя из размера выручки, резерв создается исходя из суммы дебиторской задолженности.

Но в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг). И задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, в данном подпункте не указана. Следовательно, дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете предельной суммы резерва по сомнительным долгам.

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • если срок возникновения сомнительной задолженности составляет менее 45 дней, то она не включается в создаваемый резерв.

По мнению Минфина России, не повлияет на порядок создания в налоговом учете резерва по сомнительным долгам с начала налогового периода даже реорганизация организации, проходящая в середине года. Это связано с тем, что перечень оснований, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую учетную политику в течение текущего налогового периода, установлен ст. 313 НК РФ исчерпывающим образом. Такими основаниями являются изменение законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов деятельности. В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены с начала нового налогового периода. Возможности изменения применяемых налогоплательщиком методов учета, порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в течение текущего налогового периода в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме присоединения НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889).

Резерв по сомнительным долгам в 2020 году — что это такое, налоговом учете, бухгалтерском

  1. Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
  2. Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
    • когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
    • если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:

в бухгалтерской отчетности за 2020 год в качестве сравнительных показателей следует привести скорректированные данные за 2019 год. Для этих целей организация определяет суммы ОНА и ОНО по состоянию на начало 2019 года в соответствии с Рекомендацией Р-109/2019-КпР (без формирования проводок);

сумму отложенного налога на прибыль за 2019 год, представляемую в отчете о финансовых результатах за 2020 год в качестве сравнительного показателя, следует определять как изменение сумм ОНА и ОНО за 2019 год, рассчитанных балансовым методом (п. 4 Рекомендации № Р-110/2019-КпР).

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2020 год на сумму неиспользованного за 2018-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2018 года резервные суммы на 2020-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2018 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Для начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года.

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.
  • при оплате дебиторами долгов, отраженных ранее в составе внереализационных расходов в качестве резерва по сомнительным долгам, поступившие суммы необходимо включить в состав внереализационных доходов (п. 3.40 ст. 174 НК). Аналогично следует поступить, если долг был погашен путем зачета однородных встречных требований или обязательство должника исполнено третьим лицом. Суммы погашенного долга отражаются в стр. 4.1 раздела I части I декларации по налогу на прибыль.

1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Ежемесячно (ежеквартально) формировать в налоговом учете резерв по сомнительным долгам, возникшим в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов, в сумме не более 5% от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС. Сумму начисленного резерва включать в состав внереализационных расходов по статье расходов «Резерв по сомнительным долгам», возникшим в связи с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов.

Интересное:  Сайт Министерства Обороны По Жилищному Обеспечению Субсидиями

Резервы по сомнительным долгам учет, проводки

Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель — покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Остаток задолженности, не покрытый резервом в налоговом учете должен списываться на счет 91.02 «Списание дебиторской (кредиторской) задолженности. Соответственно по дебету будет возникать отрицательная постоянная разница, а по кредиту отрицательная временная разница.

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

Довольно долго большинство бухгалтеров считало, что создание резервов — это дело добровольное. Причем как в налоговом учете, так и в бухгалтерском. Поэтому те, кто не хотел прибавлять себе работы, их вообще не создавали. Однако в прошлом году, внеся поправки в Положение по ведению бухучета и бухотчетност и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по ведению бухучета и бухотчетности); Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н и приняв ПБУ 8/2010 ПБУ «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н , Минфин четко дал понять, что в бухучете создание резервов — не дело вкуса. И только у малых предприятий вопрос создания некоторых из резервов может быть основан на желании. А все остальные организации либо должны создавать бухгалтерский резерв, либо не должны и не могут.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ ).

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства (п.

3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

  1. Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Резерв сомнительных долгов в бухгалтерском учете 2022

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2022 N 07-02-18/01).

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:

Поэтому в учете компании такие изменения могут не отражаться. Однако организация вправе закрепить в учетной политике отражение таких изменений дополнительными записями на счетах бухгалтерского учета. При этом на сумму оплаченного долга, ранее признанного сомнительным, уменьшаются резервы и одновременно увеличиваются прочие доходы.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Резерв по сомнительным долгам дает возможность повысить достоверность составляемой финансовой отчетности, поскольку баланс должен отражать дебиторскую задолженность, вероятность получения которой высока. Если существует неуверенность в получении задолженности и она соответствует определенным условиям, речь о которых пойдет ниже, то долг признается сомнительным и создается резерв.

Отметим, что в бухучете предельной величины для резервного фонда по сомнительной задолженности не установлено. Однако в налоговом учете лимит регламентирован — до 10 % от суммы полученной выручки за квартал, полугодие или 9 месяцев либо год (п. 4 ст. 266 НК РФ ).

Порядок формирования резервирования разрабатывается самостоятельно и отображается в учетной политике предприятия (НК РФ, ст. 313, абз. 5). В налоговом учете формируется резервирование оценочное (по рискованным долгам, предполагаемым потерям по займам, обесцениванию ценных бумаг) и по грядущим тратам (как-то: по отпускам, для выплат за услугу лет, на ремонт и обслуживание по гарантии и т. п.).

Учет резервирования, УО и активов во многом носят противоречивый характер. Для разрешения большинства вопросов чаще всего полагаются на собственное усмотрение. Особенности учета резервирования по УО определяет уже известный стандарт МСФО. Малые предприятия, не применяющие ПБУ 8/2010, вправе отказаться от подобного резервирования. Читайте также статью: → «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (ПБУ 8/2010)».

Сообразно действующему ныне МСФО за счет резервирования аннулируются лишь те траты, в отношении которых этот резерв был признан. Списание трат за счет резервирования, которое сформировано для иных целей, возбраняется. В отчете по части общей прибыли отображать следует новые траты в параллель с возобновлением неизрасходованной резервной суммы.

Условный вид обязательств (далее — УО) напрямую на отчетность не влияет, в ней он не признается. Тем не менее и он заслуживает адекватного внимания. УО эвентуально может стать реальным и тогда в ближайшем будущем погашает его придется. В статье расскажем про резервы по условным обязательствам, рассмотрим учет и расчет.

Аббревиатура МСФО расшифровывается как международный стандарт финансовой отчетности. МСФО (IAS) 37 “Оценочные обязательства, УО и условные активы” введен и действует на территории РФ сообразно Приказу Минфина N 217н от 28.31.2015. Действующий стандарт предназначен за некоторым исключением для использования всеми предприятиями.

Резерв по сомнительным долгам в 2022 году, налоговый учет и методики определения сумм

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

При этом согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 07-05-07/13456).

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

Дебиторскую задолженность, которая, по мнению организации, является нереальной к взысканию, можно списать, в частности, на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, приказа (распоряжения) руководителя организации, не дожидаясь ликвидации должника (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2015 N Ф08-4494/15 по делу N А63-7109/2013).

Интересное:  Какие Льготы Предоставляются Чернобыльцам Выехавших Из Зоны Отселения Добровольно

Если организация все же решила использовать резервирование, она обязательно должна отразить это решение в учетной политике. Не стоит ограничиваться сухой констатацией факта, что в организации создаются резервы и их сумма оценивается отдельно по каждому долгу исходя из финансового состояния должника. В грамотно составленной учетной политике должна быть четко описана методика определения суммы резерва.

  • Задолженность по штрафам, которая появилась из-за того, что условия договора не были соблюдены.
  • Долги, полученные в результате переуступки прав требования.
  • Суммы, имеющиеся по договорам займа.
  • Дебиторский долг по обязательствам поставщиков. Также не учитывается долг, появившийся из-за недопоставки товаров.

Когда вариант формирования резерва по сомнительным долгам изберётся, можно переходить к подтверждению выбора. Так, если по решению руководства будет использоваться метод экспертной оценки, то необходимо тщательно прописать все критерии отнесения долга в резерв, считаемого сомнительным. Если был выбран пропорциональный метод, требуется установка процентных значений.

  • готовый акт инвентаризации по дебиторскому долгу;
  • документ, подтверждающий факт приёмки-передачи произведённого товара;
  • имеющаяся переписка с должником (сюда же входит предоставление претензионного письма должнику);
  • договор на поставку продукции либо договор купли-продажи товара (в таком договоре обязательно должно быть прописано время погашения долга).

Когда все долги будут выявлены, необходимо будет начать расчёт размера отчислений в резерв по каждому конкретному долгу. Тогда, чтобы сделать это максимально грамотно, бухгалтеру необходимо самостоятельно найти вероятность того, что каждый из этих долгов будет погашен. Чем больше шанс погашения, тем меньше средств придётся отчислять в резерв.

Положение по ведению отчётности в бухгалтерии подразумевает возможность переноса суммы резерва по сомнительным долгам на последующий год. Это возможно, если до конца текущего года объём резерва не будет полностью израсходован. При этом остаток резерва будет включаться в расчёт финансовых результатов отчётного года.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Резерв на погашение сомнительных долгов и его отражение в БУ и НУ

Для определения величины базы покрытия дебиторских долгов бухгалтерская служба предприятия должна в обязательном порядке сделать инвентаризацию взаиморасчетов. Процедура позволит выявить реальное состояние расчетов, а также провести оценку возможных рисков неплатежей.

Процедура выявления нереальных к взысканию долгов в обязательном порядке должна сопровождаться документальным оформлением: инвентаризационной описью, приказом руководителя, справкой бухгалтера. Только полностью подтвержденные расходы могут уменьшить базу по начислению налога на прибыль.

  1. Согласно разъяснениям Минфина РФ, постановлений ВАС, Конституционного суда в составе резервного фонда учитывается сумма НДС, неполученного от закупщиков, давальцев и заказчиков.
  2. Недопустимо учитывать в составе сомнительных дебиторских недоимок величину авансовых платежей по предстоящим поставкам, даже если вероятность исполнения обязательств дебитором мала.
  3. Резерв покрывает исключительно безнадежные долги, в том числе по решению госорганов, при ликвидации должника, завершению искового срока. При применении последнего основания важно исключить все попытки контрагента признать существование недоимок.
  4. Исключение неплательщика из госреестра по упрощенной схеме приравнивается к ликвидации и является фактором признания указанной суммы долга безнадежной и подлежащей списанию. Поэтому кредитор вправе учесть дебиторку контрагента в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Процедура организации базы покрытия отражается в налоговом учете в составе издержек, не связанных с торговой деятельностью, последним днем отчетного периода. Бухгалтер применяет следующую методику вычисления величины ресурсов для покрытия сомнительной дебиторки в НУ:

Допустим, долг заказчика по договору подряда составил 300 тыс. руб., из них 200 тыс. руб. просрочены на 70 дней, а 100 тыс. руб. на 50. После детального анализа руководитель решает увеличить резерв именно на 200 тыс. руб. При списании задолженности фонд покроет только ее часть, а остаток будет отнесен на прочие затраты.

  1. Признать задолженность ООО «Недобросовестный» в размере 590 000 руб., не обеспеченную гарантией и не оплаченную по договору в срок, сомнительной.
  2. Создать в бухучете резерв по сомнительным долгам в размере 590 000 руб.
  3. Ответственным за исполнение приказа назначить главного бухгалтера Петренко С.В.
  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

Безнадежная задолженность — дебиторская, по которой истек установленный срок исковой давности, а также та задолженность, по которой в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

  1. Резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков).
  2. Резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
  3. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Сомнительная задолженность — дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток).

В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности выполнения поставщиком своих обязательств в срок, предусмотренный договором.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

[1]

Однако в ситуации, когда поставщик нарушает договоренности по поставкам, а покупатель списывает образовавшуюся в связи с этим дебиторскую задолженность (сумму предоплаты), условия вычета не соблюдаются. Поэтому покупатель при таком списании должен восстановить ранее принятый к вычету налог.[3]

При этом сумма НДС по уплаченным авансам отражается также в соответствии с пунктом 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» в нетто-оценке, за вычетом регулирующих величин, т.е. к выделенной сумме НДС с аванса до получения права на вычет в соответствии с требованиями НК РФ указанное право отражается в бухгалтерском балансе в качестве оборотного актива обособленно от дебиторской задолженности по уплаченному авансу за вычетом суммы НДС, выделенной из резерва сомнительных долгов, относящейся к данному авансу выданному.

Если задолженность, которая ранее числилась как сомнительная, признана безнадежной, ее резерв спишут по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», который корреспондирует со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если сумма безнадежной задолженности больше, чем резерв по ней, ее придется списать по дебету 91 «Прочие расходы и доходы». Если списали задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, ее в течение 5 лет нужно сохранять на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных кредиторов», на случай возвращения состоятельности должника и появления возможности ее погашения.