Уменьшение Задолженностей И Расходы На Формирование Резервов По Сомнительным Долгам 2022

Начисление РСД. Учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, относительно которой существует риск невозврата, ведут на счете 38. По кредиту этого счета отражают создание РСД, а по дебету — списание дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов.

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Сразу отметим, что НКУ не предусматривает никаких штрафов за нарушение правил формирования РСД. А вот КУоАП не так благосклонен к нарушителям. Так, этим Кодексом предусмотрен ряд санкций, которые могут быть применимы непосредственно к должностным лицам предприятия за несоздание РСД или создание его с нарушениями. С этими санкциями вы можете ознакомиться в табл. 3.9.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

1. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Налоговый кодекс РФ, Статья 266 НК РФ

Для налогоплательщиков — кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 настоящего Кодекса предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

По таким долгам создание резерва обязательно для компании. Это обеспечит соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

В бухгалтерском и налоговом учете разные правила для создания резерва по сомнительным долгам. Когда придется создавать такой резерв в бухучете и как отражать его в балансе? Можно ли создавать резерв на долги по договору уступки, а также по долгам дочерней компании? Как списывать безнадежные долги, которые не участвовали в расчете налогового резерва?

В связи с этим, невзирая на корректировки в нормативных актах по бухучету, в соответствии с которыми оформлять резервы в учете требуется обязательно, все больше специалистов отказываются от их создания. Если вы хотите работать в соответствии с российским законодательством, прочитайте нашу инструкцию. Мы докажем вам, что в действительности в формировании резервов нет ничего сложного.

В случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с настоящей статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Статья 266

Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признаётся задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

Для налогоплательщиков — страховых организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления по договорам страхования, сострахования, перестрахования, по которым сформированы страховые резервы, резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности, связанной с уплатой страховых премий (взносов), не формируется.

1. Сомнительным долгом признаётся любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признаётся соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

3. Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьёй. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. Настоящее положение не применяется в отношении расходов по формированию резервов по долгам, образовавшимся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам.

в) на основании указанного протокола оформляется распоряжение ОАО «РЖД» о создании резерва по сомнительным долгам за подписью старшего вице-президента, в ведении которого находятся вопросы финансово-экономического блока, с приложением таблицы с указанием филиалов ОАО «РЖД» и сумм создаваемого резерва.

Интересное:  Статистика Молодых Семей В России 2022

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110). В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139). Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Практически все компании сталкиваются с ситуациями, когда контрагенты не выполняют в срок свои финансовые обязательства. Для этих целей в бухучете, а иногда и в налоговом учете создают специальные резервы. Как правильно сформировать и использовать резервы по сомнительным долгам, рассказывается в нашей статье.

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.

В практической деятельности организаций формирование резерва по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета является обязанностью. Однако на практике часто возникают ситуации, когда работники бухгалтерской службы пытаются применить единый подход для целей бухгалтерского и налогового учета, что приводит к ошибкам и неточностям.

И еще. «Сомнительный» резерв используют исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов. За счет него можно списать любую задолженность, признанную безнадежной по п. 2 ст. 266 Кодекса. Если же такого резерва не хватило, ее включают во внереализационные расходы.

Если ведется только обязательный бухгалтерский учет резервов, а налоговый не осуществляется, то постоянные налогооблагаемые различия нужно признавать как налоговые обязательства, отражая их по дебету 99 «Прибыли и убытки» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Резерв по сомнительным долгам

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.
  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.
  4. Если встал вопрос о том, какой порядок учета для резервных активов применить, бухгалтерский или налоговый, следует руководствоваться следующими факторами:
    • если разночтения касаются временной разницы соотнесения сроков задолженности (для бухучета это полное непогашение в течение 45 дней после истечения временных ограничений), то разница приведет к отложениям налоговых активов, то есть вычитаемых временных промежутков по тем или иным количествам средств (п. п. 8, 11, 14 ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н);
    • если сумма отчислений в резервный фонд по бухучету превышает установленный налоговым учетом 10 % барьер, то фирма будет оперировать постоянными финансовыми разницами (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

Если в счет сомнительной задолженности с образованным резервом получена оплата от должника, хотя бы частично, это влияет на динамику средств в резерве в положительную сторону, что нужно отразить как восстановление по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», корреспонденция со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества. Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей. Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной. Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч. в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

5. Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 настоящей статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Интересное:  Закон о временной нетрудоспособности уволившегося пенсионеров

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — уполномоченным банком денежных обязательств, перечень которых определен актом Правительства Российской Федерации, принятым на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Д 91/2 К 63 формирование резерва. Д 63 К 62, 73, 76, 60 использование резерва при погашении сомнительно­го долга. Д 63 К 91/1 — восстановление резерва. Д 63 К 91/1 — присоединение к прибы­ли, включение в состав доходов суммы неиспользованного резерва.

Сомнительные долги это дебиторская задолженность, не погашенная в установленные сроки и не обес­печенная юридически полноценными обязательствами или гаран­тиями. Резервы по сомнительным долгам учитываются на пассивном счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Резервирование сумм для погашения сомнительных долгов производится за счет и при наличии прибыли организации и от­ражается бухгалтерской записью:

Корреспонденция счетов по счету 83 может быть следующей: Д01 К83 — Увеличение добавочного капитала за счет дооценки имущества. Д50,51,52 К83 — Увеличение добавочного капитала за счет эмиссионного дохода. Д83 К80 — Увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала. Д83 К01 — Уменьшение добавочного капитала за счет уценки имущества. Д83 К75 — Распределение добавочного капитала между учредителями. Д83 К84 — Списание резерва дооценки ОС при выбытии основных средств

Учет резервов по сомнительным долгам и учет резервов предстоящих расходов

Надбавка за стаж работы в организации устанавливается на всю сумму начисленной оплаты труда за год, независимо от отрасли, в которой работник был занят, и характера работы (за работы, продукцию, надбавка за классность, премии по действующим положениям по оплате труда, а также средний заработок, выплаченный за время отпуска).

Дата возникновения и размер сомнительного долга, по которому организация обязана создать резерв, определяются исходя из условий договора о сроках платежа. Так, например, если условиями договора предусмотрен единый срок оплаты по нескольким отгрузкам, то для создания резерва такая задолженность рассматривается как один долг. Если условиями договора предусмотрена оплата каждой отгрузки товара, то резерв необходимо создавать по каждой не оплаченной в срок отгрузке.

В резерве на оплату отпусков на конец года может оставаться сумма, причитающаяся работникам за неиспользованные дни отпуска, несмотря на то, что срок очередного отпуска за отчетный год еще не наступил. На конец года производится корректировка данного резерва путем определения суммы оплаты за недоиспользованные дни отпуска. Для этого составляется список работников с указанием дней недоиспользованного отпуска за отчетный год, затем по средней оплате одного человеко-дня определяется сумма резерва, переходящего на следующий год. При недостатке резерва производится доначисление: дебит 20, 23, 25, 26, 44 и кредит 96 субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков», а при излишке — сторнирование оборотами за декабрь отчетного года: дебет 20, 23, 25, 26, 44 и кредит 96 субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков».

Для получения информации о состоянии и движении резервов предстоящих расходов используют пассивный счет 96 “Резервы предстоящих расходов”. Операции по начислению резервов отражают по кредиту счета 96 и дебету счётов учёта затрат на производство и издержек обращения (20, 23,25, 26 и т. п.)

При начислении отпускных рабочим суммы заработной платы за отпуск, а также отчислений в фонд социальной защиты населения с этой заработной платы относятся в уменьшение образованного резерва на отпуска и в затраты производства не включаются. В бухгалтерском учете данные операции отражаются записями, которые представлены в таблице 1.2

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2022 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

По данным бухучета за 2019-2021 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2022 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Верховный Суд РФ в Определении от 29 апреля 2015 года № 309-КГ15-3698 по делу № А60-1941/2014 признал соответствующей налоговому законодательству позицию налогового органа о неправомерном отнесении налогоплательщиком в состав внереализационных расходов дебиторской задолженности, не подтвержденной документально.

Акт сверки также не является первичным учетным документом. Однако, подписанием акта сверки течение срока исковой давности прерывается. Поэтому организация по основанию истечения срока исковой давности имеет право уменьшить налоговую базу на сумму дебиторской задолженности не ранее, чем по истечении трех лет с даты последней сверки по этой задолженности.

Документами, подтверждающими факт возникновения дебиторской задолженности, могут быть любые первичные документы (накладные на передачу ценностей, акты приемки-сдачи работ (услуг), платежные документы и др.). При этом договор сам по себе первичным документом, свидетельствующим о совершении хозяйственной операции, в подавляющем большинстве случаев не является.

В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая, что сумма резерва на конец последующего отчетного периода, включенного в состав внереализационных расходов, меньше резерва, включенного в состав внереализационных расходов на конец предыдущего отчетного периода на 900 руб. (1 300 – 2 200 = — 900), указанная отрицательная разница включается в состав внереализационных доходов.

На субсчете 96-2 отражают зарезервированные средства на выплату соответствующим категориям работников предусмотренного действующими нормативными актами вознаграждения за выслугу лет. По кредиту субсчета отражают суммы резервируемых ежемесячно средств в корреспонденции со счетами учета затрат на производство; по дебету — использование резерва при начислении вознаграждений в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

На субсчете 96-1 учитывают резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпусков, включая отчисления на социальные нужды (единый социальный налог), если учетной политикой предусмотрено создание такого резерва. Создается он в случае значительной сезонности указанных расходов. Резерв образуется ежемесячно путем умножения фактически начисленной оплаты труда на процент, исчисленный соотношением годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему плановому фонду оплаты труда работников. В сумму резерва включаются производимые в установленном размере отчисления на социальные нужды. По кредиту субсчете 96-1 отражается создание резерва путем включения соответствующих отчислений в издержки производства; по дебету субсчета отражают использование сумм резерва в корреспонденции со счетами: 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при начислении за счет созданного резерва сумм на оплату отпусков, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на суммы начислений с отпускных.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Среди прочих на этом счете могут быть отражены: предстоящие оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; суммы на ремонт основных средств; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.д.

Образование резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражают в учете по кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поэтому операции с переходящими остатками материальных ценностей в следующем отчетном периоде отражают в балансе без учета снижения их стоимости.

В случае если такой вид резервов имеет место на сельскохозяйственном предприятии, то на сумму создаваемых резервов делается запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги». При повышении рыночной стоимости ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, проводится запись по дебету счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогичная запись делается при списании с баланса ценных бумаг, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.

Интересное:  Кто Выплачивает Чернобыльскими Выплатами

Резерв по сомнительным долгам; бухгалтерские проводки

Поскольку резерв сомнительных долгов относится к величинам оценочного значения (п. 3 ПБУ 21/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), при изменении факторов, влияющих на его размер, осуществляется изменение суммы резерва (п. 2 ПБУ 21/2008). Причем это изменение может влиять как на данные текущего периода, так и на данные будущих периодов (п. 4 ПБУ 21/2008).

Резерв, по своей сути, является оценочным значением, которое формируется для корректировки существующей задолженности, в целях предотвращения искажения данных, используемых для бухгалтерского и налоговым учета. Резерв создается при соблюдении следующих правил налогового учета:

Чаще всего организации берут оплату за свои услуги и товары после передачи их контрагенту. От сюда и возникает задолженность. По своей сути дебиторская задолженность – это такой же актив организации, как и все остальные. Поэтому и возникает необходимость контроля, так как есть возможность завысить величину задолженности. Читайте также статью: → « Счет 62. Списание дебиторской задолженности в бухгалтерском учете. Проводки ».

В «1С» формирование резервов производится регламентной операцией «Расчет резервов по сомнительным долгам». Чтобы при проведении этой операции были рассчитаны резервы в бухучете, нужно в настройках учетной политики поставить галочку для разрешения их автоматизированного учета. Регламентной операцией для бухучета резервов можно воспользоваться как ежемесячно, так и ежеквартально (ежегодно).

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Порядок формирования резерва при наличии сомнительных долгов

Резерв в налоговом учете по сомнительным долгам регламентируется положениями 266 ст. Налогового кодекса РФ. И в одном, и в другом случае создавать фонд необязательно. Руководитель организации вместе с бухгалтерией вправе самостоятельно определяться, насколько им необходимо это делать. То есть, предприятие может начислить резерв на каждую сомнительную дебиторскую задолженность, сделать это выборочно, или вовсе не использовать данную опцию. Так, если организация давно работает с контрагентом, но он в силу своих причин пропустил срок погашения обязательств или не выплатил всю сумму полностью – формирование резерва не применяется.

В процессе деятельности компании у нее неизбежно появляется дебиторская задолженность, которая в силу определенных причин может быть не оплачена. Выходом из ситуации является восстановление резерва по сомнительным долгам. Упоминание об этом есть сразу в двух нормативно-правовых актах. Так, согласно пункту 70 Положения по бухучету сомнительные долги есть не что иное, как дебиторка, взыскать которую с должника видится маловероятным вследствие того, что он уже пропустил срок погашения обязательств и его финансовое состояние не позволяет рассчитаться с кредитором. Тот же документ определил, что начисление фонда следует производить по каждому долгу в отдельности.

  1. Интервальный способ. Когда ежемесячно (ежеквартально) с баланса предприятия определенная сумма вычитается на оформление фонда. Чаще, ее размер высчитывается в процентном соотношении к долгу. В свою очередь, величина процентов зависит от оставшегося срока исковой давности. Чем он меньше – тем больший процент средств идет на создание резерва. Основная цель – чтобы во время списания долга как безнадежного у предприятия уже был создан фонд на 100% позволяющий восстановить расходы утерянной дебиторки.
  2. Экспертный способ. Когда на основе личной оценки предприятие решает сформировать резерв в том размере, которого, скорее всего, хватит, чтобы полностью перекрыть сумму долга. Здесь должны учитываться любые факторы: опыт работы с данным контрагентом, его финансовое состояние, величина оставшейся задолженности и т. д. То есть, резерв должен создаться не на чистую сумму задолженности, а лишь на ту ее часть, которая, по мнению, руководителя (бухгалтера) останется непогашенной. Пример: общий долг дебитора составляет 100 000 рублей, а резерв по нему создан на сумму 80 000, так как организация считает, что разница в 20 000 будет погашена самим должником.
  3. Статистический способ. Когда предприятие использует свой оценочный опыт для определения максимальной суммы фонда. Например, при создании резерва в 2018 году берутся данные о безнадежных долгах, списанных на внереализационный счет за 2013-2017. Исходя из процентного соотношения безнадежных обязательств и тех, которые были оплачены, должен формироваться общий размер резервного фонда.

В случае признания долга безнадежным, и погашения его за резервные средства, он должен быть вынесен на забалансовый счет 007, где его нужно держать еще следующие 5 лет, так как у кредитора может появиться возможность взыскать с должника причитающиеся ему средства.

Перед составлением налоговой декларации в конце каждого периода на основании приказа руководителя бухгалтерия проводит инвентаризацию кредиторской и дебиторской задолженностей. Чтобы у сотрудников ФНС было меньше вопросов, необходимо не просто указать в акте сомнительные дебиторки, но и пришить к нему документы, подтверждающие наличие таковой.

  • такая обязанность законодательством не установлена, поэтому за организацией остается право не отражать такие изменения;
  • на следующую отчетную дату они все равно будут учтены (это касается первого способа расчета резервов), поскольку на конец периода резервы пересчитываются на основе анализа долгов и увеличиваются (доначисляются), либо уменьшаются.

С точки зрения отчетности, резерв сомнительных долгов позволяет на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, поскольку его сумма, учтенная в составе прочих расходов по текущей деятельности, уменьшает базу при расчете налога на прибыль. С другой стороны, уменьшается и общая сумма прибыли, подлежащая распределению между собственниками. Поэтому к вопросу создания резервов следует подходить максимально рационально, учитывая как интересы государства, так и интересы собственников.

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Резерв по сомнительным долгам

При недостаточности величины созданного резерва оставшаяся сумма долга (в части, превышающей резерв) списывается непосредственно на финансовые результаты в составе внереализационных расходов (Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

4. Полученная сумма резерва сравнивается с неиспользованным остатком резерва. Если сумма резерва превышает остаток, то организация доначисляет резерв, включая сумму доначисления в состав внереализационных расходов. Если сумма резерва меньше неиспользованного остатка, то организации необходимо уменьшить резерв с отнесением разницы в состав внереализационных доходов.

Изменения вступили в силу в июле 2005 г. Поэтому при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал и за полугодие 2005 г. организация могла создавать резервы по старым правилам, включая в них любые долги. Но уже при расчете налоговой базы за 9 месяцев 2005 г. (за январь – июль – для тех, кто уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли) сумма резерва должна быть посчитана по новым правилам.

¦ в сумму резерва в налоговом учете включаются только долги со сроком возникновения от 45 дней. Причем задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней включительно вносится в сумму резерва в размере 50%, а долги со сроком возникновения свыше 90 дней – в полном объеме.

Выявив сомнительные долги, нужно определить величину отчислений в резерв по каждому такому долгу. Для этого бухгалтер должен на основании имеющихся документов оценить вероятность погашения долга. Чем больше эта вероятность, тем меньше сумма отчислений в резерв.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

  1. Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Нужно учесть следующие правила создания резерва. Бухгалтерский учет Налоговый учет Создание резерва Это ваша обязанность, если существует вероятность, что задолженность не будет погашена — полностью или частично Это ваше право независимо от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете В учетной политике нужно закрепить условие о создании резерва и порядок его создания как для бухгалтерского, так и для налогового учета Наличие встречной кредиторской задолженности по тому же контрагенту Не влияет на возможность создания резерва Не должно влиять на возможность создания резерва.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

№ 07-02-18/01).Ситуация: как определить платежеспособность должника, вероятность погашения дебиторской задолженности, принимая решение о создании резерва по сомнительным долгам в бухучете?Для этого соберите и проанализируйте доступную информацию о деятельности и имуществе дебитора.Так, необходимо знать о ликвидации дебитора. Ведь тогда риски того, что договоренности будут не выполнены, могут существенно возрасти. Получить эту информацию можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.Далее можно проанализировать